Игра на гитаре по нотам или с пальцев.
Упоминание о нотах всегда приводило неподготовленного человека в состояние священного благоговения перед данным явлением. В реальности данный вид записи был изобретен еще в 11 веке известным монахом, ученым Гвидо д’Ареццо. Это был важный этап, даже прорыв в формировании музыкального языка. Изначально система звукозаписи была четырехлинеечной, а сами ноты были квадратными. И лишь спустя века ноты стали записывать на 5-тилинеечном нотном стане, при этом они стали более округлыми.
Первыми были призваны опробовать эксперимент на практике вокалисты, ведь большая часть музыки была вокальной, с лишь небольшой долей инструментального аккомпанемента. И как же, Вы спросите, это может помочь при обучении игре на гитаре?
Если попробовать взглянуть на данную проблему безэмоционально, то мы увидим следующую картину. Каждый человек от рождения обладает более развитыми по сравнению с усредненными органами восприятия. У одного человека лучше воспринимают глаза, другой может запоминать вкусовые ощущения, у третьего феноменально развита тактильная память.
При взаимодействии с новым явлением происходит сублимация всего раннего накопленного в данном ощущении опыта. Если, например, музыкой занимается бизнесмен, он будет пытаться выстроить свои уроки на гитаре в Москве как некую целостную, логическую систему, пытаясь найти четкую, однозначную стратегию.
Часто бывает, что человек старается, собирает воедино все свои возможности, а долгожданный результат так и не приходит. Что произошло? Дело в том, что усилия были приложены не те и не туда. Результат приходит за счет регулярного приложения усилий в правильном направлении. В противном случае даже крайний примитив может даваться с огромным трудом. А ведь музыка, в общем, и занятия гитарой в частности – это предмет эстетического и чувственного наслаждения. Иначе, зачем это нужно?
Нотная запись – воспринимается посредством интеллекта. Сама игра на гитаре состоит из многих компонентов: это и психология, и кинестетика, и эмоциональность и в том числе интеллект. Составляющих много, и они все равнозначны. Перед обучаемым задача – научиться играть на гитаре. Как будет достигнута цель – это всего лишь средства. Но: это все лирика. Что же по поводу конкретных примеров?
Пример номер один: начинающему гитаристу уже за 40 (50 и т.д.) – нужное подчеркнуть. Он много читает, много работает. Цель – импровизация на гитаре. Основное восприятие – визуальное. Нотный текст будет восприниматься как новый интересный инструмент познания. И все усилия будут прилагаться, чтобы «понять» нотный текст и его логику. Это похоже на то, как если бы Вы пытались найти репетитора английского языка в Стамбуле по запросу в поисковой строке репетитор английского в Москве. При этом совершенно не будет развиваться кинестетический тип восприятия. Будет сильно страдать эмоциональная составляющая, человек не будет владеть телом в процессе музицирования. Результат: обучающийся «погрязает» в попытках разобраться с нотами, времени на музицирование не остается, импровизация не идет. Процесс идет сложно, и, кажется, что научиться чему-либо невозможно.
Единственный правильный выход: заменить ноты на табы, изолировать восприятие через глаза, учить «из рук в руки». Пока глаза не задействованы, развивать уши и кинестетику. Как только процесс перейдет в стадию получения удовольствия от игры, можно будет с новым пониманием вернуться к освоению нотного текста, что будет воспринято как всего лишь дополнение к главному.
Второй пример: молодой управленец, умный, психика динамит, мыслит точно, способен быстро запоминать большие объемы информации и принимать решения. Владение на уровне тела: 90 процентов из 100. Наиболее эффективный способ обучения – «из рук в руки». Слова «музыка» или «хорошо играть» — в принципе ничего не значат, ведь и так все получается сразу. Вот только помнится недолго. А об эмоциональном «кайфе» не идет и речи. Главное – побольше, быстрее и вот она – цель. «Я играю на гитаре».
Получается, что человек «пожирает» кулинарный шедевр без использования вкусовых рецепторов. Основной акцент в обучении – достижение глубины, развитие интеллекта, прививание эстетического вкуса, психология.
Подобный метод развития недостающих или слабых качеств придуман давно и зарекомендовал себя с самой хорошей стороны. Не стоит забывать, что «дрын и палка», так же как и другие «действенные» физические меры в обучении ленивых учеников всегда давали удивительные результаты и приводили к появлению таких гениев, как Паганини, Бах и многих других. Так что, возможно, следующим станете Вы?…
Автор статьи: www.guitarlessons.ru