Как правильно мотивировать учащихся заниматься спортивными играми.
Начали с IV класса. Рассказали учащимся о предстоящем выборе одной из спортивных игр и были немало удивлены, когда подавляющее большинство четвероклассников отдало предпочтение волейболу. Каких только догадок здесь не строили, чтобы объяснить данный факт. Одно предположение оказалось ближе к истине: дети не стремились к большому объему движений, и тот волейбол, который они, очевидно, видели и представляли себе, их вполне устраивал.
В то же время отрицательное влияние гиподинамии на здоровье, даже в условиях сельской жизни, у четвероклассников уже ощущалось. Поэтому решили ускорить обучение выбранной ими спортивной игре.Первые уроки показали, что, хотя отношение детей к занятиям и изменилось к лучшему, радоваться было преждевременно. Ребята стремились к игре, но играть не умели. Научить же волейболу в короткий срок задача, как известно, непосильная. Не раз и не два в этой связи хотелось вернуться к прошлому, хотя и отнюдь не всегда успешному, но испытанному, прежде чем убедились, что не волейбол виновен в том, что его основные средства (средства собственно игры) на начальном этапе обучения неэффективны.
Все дело — в его специфике и, следовательно, в организации и методике занятий. А специфика такова, что основу движений составляют действия, редко встречающиеся в обыденной жизни. Что и говорить, мы мало раньше обращали на это внимание. Не учитывает этого и примерная сетка часов учебной программы, распределяющая поровну часы между различными спортивными играми. Требовалось дополнительное время, необходимое для развития у детей специфических физических качеств, и специальные подготовительные упражнения.
У нас нет возможности проводить уроки плавания, а подчас и лыжной подготовки. Эти часы мы и отдали волейболу.Конечно, не всегда третьеклассникам удается правильно выполнить все условия игр и упражнений, однако само стремление осуществить двигательные задачи является прекрасной предпосылкой формирования специфичных для волейбола, да и вообще таких жизненно важных качеств, как быстрота, внимание, координация движений.Практика применения во II—III классах этих и других упражнений позволяет уже в IV классе добиваться неплохих результатов. Так, после первых 6 уроков большинство занимающихся хорошо справляются с передачами мяча двумя руками сверху и снизу в стену.
Так преодолевается первый и самый трудный этап обучения игре в волейбол.Умение передавать мяч все время совершенствуется. Упражнения для этого применяются общеизвестные. Важно лишь одно условие: если учащийся не может зафиксировать мяч вверху над лицом (а начиная с VI класса — передать его на высоту 20—30 см) после броска над собой на высоту 1 м, на каждом последующем занятии он должен повторять это упражнение 10—15 раз.