В чем заключаются психологические особенности старшеклассников
Пубертатный, или по-простому, переходной период, наступает в жизни каждого ребенка, и сопровождается различными психологическими трудностями и изменениями в сознании. Вот почему учителям так важно учитывать психологические особенности старшеклассников, которые значительно влияют на ученика.
Особенности переходного возраста
Психологические особенности старшеклассников затрагивают процесс формирования индивидуальности школьника, и касаются формирования независимой личности, которая умеет корректно воспринимать окружающий мир, отвечать за свои поступки, корректировать свои действия с учетом своих потребностей и моральных принципов общества. Переходной возраст практически всегда осложняется таким понятием, как гормональный всплеск. Вчерашний тихоня и отличник, вступая в переходной период, начинает плохо учиться, дерзит учителям, не может найти общий язык со сверстниками. И эти изменения необходимо заметить сразу и немедленно скорректировать личность ученика в правильное направление. С этой целью в школах регулярно проводятся психологические тесты для школьников».
Своя Я и коллектив
Чем характеризуется процесс переходного возраста? В этот период у школьника продолжается формироваться понятие своего Я, которое уже осознается в полной мере. Старшеклассник начинает менять модель своего поведения, начинается процесс переоценки ценностей, изменяется восприятие окружающего мира. К этому времени развития у школьника складываются определенные стереотипы поведения, которые он черпает от взрослых, являющихся для него авторитетными. Школьник стремится к лидерству любым путем, а в семье хочет, чтобы его воспринимали как полноценного, взрослого члена.
Весь этап переходного возраста сопровождается постоянными противоречиями. С одной стороны, школьник, в погоне за лидерством, поражает активной целеустремленностью, а через некоторое время может впасть в полнейшую прострацию и совершенно потерять интерес к учебе.
Особенности поведения
Во время переходного периода поведение школьника имеет следующие черты:
- апатия,
- чрезмерная активность,
- агрессия,
- безынициативность,
- отсутствие координации,
- тяга к новым хобби,
- негативное отношение к учебному процессу.
Психологические тесты для школьников в период переходного возраста очень важны. Благодаря им выявляются отклонения в поведении от нормы, ищутся пути их корректировки. Бывают ситуации, когда школьник полностью забрасывает учебу, которая еще вчера ему очень нравилась, и с головой окунается в новое увлечение, будь то танцы, музыка, рисование, спортивная активность.
При этом многие родители пытаются всячески отвадить ребенка от этих занятий, насильно вовлекая в учебный процесс. Делать это категорически не рекомендуется. От такого давления и запрета заниматься любимым делом, ребенок еще больше замкнется в себе, а качество учебы в школе только ухудшится, ведь заставить взрослого, как о себе в этот период думает ребенок, человека, практически невозможно, тем более, навязать ему свое мнение.
Еще не являясь взрослыми, но чувствуя и позиционируя себя именно так, у детей происходит подмен жизненных ценностей и модели поведения. Они перенимают плохие привычки взрослых, думая, что от этого сами стали взрослее. По этой причине многие дети в переходном возрасте начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, используют в своей речи ненормативную лексику.
Большинство детей спокойно переживают эти изменения и возвращаются в нормальную жизнь, но бывают случаи, когда ребенок постоянно находится в безуспешном поиске себя, не может найти ни с кем общий язык, закрывается. Впоследствии такие люди имеют ряд комплексов, которые не дают им нормально реализоваться в жизни, испытывают трудности в общении с противоположным полом, не могут завести семью.
Во время переходного периода родителям необходимо с особым вниманием относится к своим детям и при появлении первых признаков выхода за рамки нормального, допустимого поведения, обращаться за квалифицированной помощью к специалистам.