Главная » Статьи » Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

12 Октябрь 2014

Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

Текущая ситуация в стране такова, что с каждым годом увеличивается число случаев выявления среди школьников девиантного поведения. Этому способствует множество факторов, число которых постоянно увеличивается, создающих благоприятную почву для возникновения подобного поведения. Сам термин «девиантное» имеет латинское происхождение и означает отклонение. Девиантное поведение младших школьников представляет собой комплекс действий или отдельные действия, которые не соответствуют правовым или нравственным нормам, используемым в обществе.

Причины и факторы возникновения девиантного поведения

Девиантное поведение младших школьников отличается непростым характером возникновения и связано с различными факторами. К числу основных следует отнести следующие:

  • Биологические факторы — речь идет о физиологических или анатомических особенностях организма, оказывающих негативное влияние на поведение ребенка (к примеру, проблемы со слухом и зрения, отклонения в умственном развитии и пр.);
  • Психологические факторы — подразумевают отклонения в психологическом состоянии школьника. Формами их проявления могут быть неврастении, нервно-психические болезни и пр.
  • Социально — психологические факторы — предполагают наличие нарушений в семейном, школьном и общественном воспитании, которые базируются на равнодушном отношении к физиологическим особенностям детей (пол, возраст), что создает трудности в процессе адаптации в коллективе.

Наибольшее влияние на возникновение отклонений в психосоциальном развитии ребенка оказывают конфликты между родителями, особые стили построения отношений в семье, создающие предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения среди школьников, а именно:

  1. Дисгармоничный стиль, проявляющийся в воспитании и организации взаимоотношений в семье, при котором отсутствует общий подход и требования к ребенку;
  2. Конфликтный стиль, затрагивающий воспитание, который характерен для неполных семей, семей, в которых супруги намерены развестись, семей, в которых дети долгое время живут отдельно от родителей;
  3. Асоциальный стиль, затрагивающий семьи, где отсутствует конкретный метод построения отношений. Такие семьи отличает регулярный прием спиртных напитков, наркотических средств, демонстрация беспричинной жестокости и насилия.

Методы взаимодействия с детьми девиантного поведения

Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

Работа с детьми, в поведении которых наблюдаются отклонения, требует применения особых приемов.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • Не следует пытаться изменить в ребенке определенные качества, стремясь достичь идеала;
  • Перед тем, как сообщить о своих требованиях, которым ребенок должен соответствовать, тщательно продумайте их, приняв во внимание его возможности;
  • Приложите усилия для расширения кругозора ребенка;
  • Чаще предлагайте ребенку вместе выполнить любую работу, что позволит ему осознать свою ценность в данном деле;
  • Старайтесь не замечайте слабые акты агрессии со стороны ребенка, не стоит давать знать о них окружающим.

Эффективные приемы, позволяющие справиться с агрессией:

  • Терпение — среди всех добродетелей, которыми обладают родители и учителя, эта самая значимая.
  • Объяснение — предложите ребенку идею интересного занятия.
  • Поощрение — достаточно один раз высказать слова похвалы в адрес воспитанника за хорошее поведение, и тогда у него появится стимул услышать их снова.

Чтобы ребенок перестал лгать, необходимо действовать так:

  • Старайтесь как можно чаще высказывать в адрес ребенка слова похвалы, одобрения, если он сделает что-то хорошее, наградите его чем-нибудь;
  • Если у вас нет никаких сомнений в том, что ребенок говорит вам неправду, сделайте так, чтобы он был откровенен с вами, рассказал, почему он решил солгать;
  • Если вам удалось самостоятельно определить вероятную причину лжи, попытайтесь осторожно нейтрализовать ее для возвращения к себе доверия;
  • Если ребенок без принуждения расскажет вам, что говорил неправду, не устраивайте для него наказание. Подобное поведение позволит ему проанализировать свой поступок.

Добавить комментарий