Что такое педагогический такт
Преподавание становится все более сложным, поскольку к учителям предъявляются более высокие требования, чтобы они могли решать проблемы современного общества и разнообразие ожиданий учащихся. Для многих учителей самой большой проблемой сейчас является решение проблемы поведения учеников, поскольку оно становится все более распространенным, сложным и разнообразным. Концепция педагогического такта https://pedagogika.org/index/pedagogicheskij_takt_ego_priznaki_i_sostavljajushhie/0-69 касается творческой способности учителя мгновенно реагировать на сложность ситуаций в классе.
Исследования показывают, что эффект от инициатив по подготовке учителей, направленных на улучшение социальных, эмоциональных и поведенческих результатов учащихся в начальной школе, ограничен. События в классе лишь частично предсказуемы и контролируемы, а руководящих принципов, адекватно предписывающих, что учителям следует делать в конкретных ситуациях, не существует. При такой логике рассуждений нелегко умело использовать несколько стратегий в классе, поскольку обучение требует способности воздействовать на большое количество факторов одновременно, много раз в день.
Образование служит целям квалификации, субъективации и социализации , а педагогический такт является важным качеством для обслуживания каждой из этих целей. Тактичное обучение направлено на то, чтобы вести учащегося к росту.
Эксперты, исследующие педагогический такт, в основном опираются на работу ван Манена, который сам опирается на работы таких ученых, как Гербарт и Мут. Еще в 1802 году Гербарт заявил, что для решения сложных ситуаций в классе необходимо получать, воспринимать, чувствовать и оценивать, а также отказываться от рутины и освобождаться от влияния привычки. Мут говорил в этом контексте о «unverfügbarkeit» педагогического такта, который на английский язык можно перевести как «неуловимая неосязаемость». Использование Мутом немецкого термина подчеркивает тот факт, что такту нельзя научиться и воспроизвести по своему желанию, поскольку он выходит за рамки навыков или уловок. Поэтому невозможно «владеть» или «управлять» тактичным поведением, но можно быть готовым и быть открытым к тому, что это произойдет. Соответственно, Мут утверждает, что учителя выражают свой педагогический такт во время обучения в ситуационной уверенности, драматургических способностях, импровизации и спонтанности. Кроме того, Мут предполагает, что учителя могут выражать педагогический такт через обязательный характер своей речи, естественность действий, избегание любого вреда ребенку и сохранение дистанции, которая необходима и в педагогическом отношении. В том же духе ван Манен (1991, с. 146) описывает педагогический такт как качество бытия: «Проявлять такт – значит видеть ситуацию, требующую чувствительности, понимать смысл увиденного, ощущать значение этого». ситуации, знать, как и что делать, и действительно сделать что-то правильно».