Главная » Статьи » Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы

Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы

12 Октябрь 2014

Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы

На процесс формирования личности большое влияние оказывают такие характеристики, как духовность и нравственность. Духовность принято ассоциировать с ценностями человека, его желанием достичь поставленных целей. Нравственность же объединяет в себе набор общих правил поведения каждого человека между собой и в обществе в целом. Духовно нравственное воспитание младших школьников определяет все поступки, которые они совершат, от него зависит их характер и система ценностей, а также облик их личности.

В наши дни особую актуальность приобрела проблема духовного и нравственного воспитания школьников. Учителя находятся в поиске методов, используя которые современные дети могли бы вновь осознать всю значимость духовно-нравственных ценностей и следовать им. В современный период ученики вынуждены впитывать большой поток информации, которая поступает от школы, из СМИ, Интернет, через кино. Из-за этого истинные нравственные нормы становятся искаженными. В свете этого духовно нравственное воспитание младших школьников должно стать объектом особого внимания для всего общества.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Духовно нравственное воспитание школьников имеет несколько источников. Основным здесь выступает семья. Помимо нее соответствующую информацию ребенок получает в детском саду, а при поступлении в первый класс его функции продолжает выполнять школа. Эти дети уже могут отличить правильное от неправильного, а также владеют навыками вежливого поведения. Начав учиться в школе, детям приходится взаимодействовать с большим количеством людей, а также выполнять новые обязанности. Теперь все свое время и силы они тратят на учебу. Они вынуждены заново осваивать приемы правильного построения отношений с педагогами и одноклассниками.

Духовно нравственное воспитание школьников вместе с их готовностью надлежащим образом выполнять новые требования родителей и учителей базируется на понимании значимости той работы, которую им придется теперь делать, а также психологической готовности принимать участие в образовательном процессе.

Как считает большинство психологов, как раз дети младших классов более чутко реагируют на нравственное и эстетическое воспитание, им удается легче привить нравственные правила и нормы. На данном этапе обучения у учеников наблюдается формирование своего рода «нравственной позиции», находящей выражение в том, что ребенок начинает представлять нравственные нормы в виде самостоятельной системы, которая определяет все его действия в различных ситуациях.

Методы духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы

В процессе духовного и нравственного воспитания школьников необходимо помнить, что со временем происходит смещение их нравственных представлений от нравственного реализма, которому свойственно устойчивое и конкретное разделение поступков на хорошие и плохие, в сторону нравственного релятивизма, суть которого сводится к наличию в любом действии нравственного обоснования. Здесь ребенку уже под силу понять, какие причины побудили того или иного человека совершить конкретное действие.

Результаты духовно нравственного воспитания, включая и патриотическое воспитание в школе, во многом зависят от подхода, применяемого учителем. Ключевая роль здесь отводится слову преподавателя. В процессе анализа поведения реальных людей и героев в произведениях, предусмотренных школьной программой, учитель оценивает с нравственной стороны их действия.

Любое занятие в школе в той или иной мере затрагивает духовно-нравственное воспитание детей. Этот процесс зависит как от содержания предмета, так и от атмосферы, поддерживаемой в классе, личности преподавателя, используемых им методов в образовательном процессе.

  • Духовно-нравственное воспитание школьников сводится к правильному построению учебного процесса в коллективе, при котором их действия и мышление будет базироваться на высоконравственных отношениях.
  • Следует приложить усилия для того, чтобы ребенок занял место в коллективе, учитывающее его возможности и при этом превращающее его в ценный компонент класса как системы. В этом случае в нем удастся сформировать чувство собственного достоинства, а также он сможет адекватно оценивать свои действия.

Добавить комментарий