Образование и воспитание — основы формирования личности
Средства образования представляют собой совокупность разнообразных элементов, используемых в педагогической деятельности, среди которых особое место занимают средства обучения. Образование и воспитание образуют две взаимосвязанные области, поэтому средства обучения должны не только удовлетворять потребность в знаниях, но и оказывать воспитательное воздействие.
Под средствами обучения понимаются в первую очередь изготовленные человеком объекты и предметы естественной природы, получившие применение в процессе о бучения как носители определённых знаний, выполняющих одновременно и функции инструмента, используемого учителем и учащимися, чтобы достичь поставленных целей.
Если исходить с позиции дидактики, то средства обучения призваны в первую очередь помочь в усвоении учебного материала за минимально короткое время. Иными словами, их цель — сделать образовательный процесс максимально эффективным.
Средства и принципы обучения
В соответствии с принятой классификацией, средства обучения можно подразделить на два типа: материальные и идеальные.
Материальные средства включают такие виды, как:
- Учебники;
- Учебные пособия;
- Дидактический материал;
- Тестовый материал;
- Средство наглядности и пр.
Что касается идеальных средств, то они представлены следующими видами:
- Общепринятые системы знаковых языков;
- Письмо;
- Системы условных обозначений различных наук;
- Средства наглядности, учебные компьютерные программы и пр.
Для того, чтобы в ходе обучения удавалось достигать поставленных целей, необходимо применять все виды средств обучения в сочетании друг с другом.
Принципы образования призваны помочь учителям в выборе направления работы. Это как раз и является главной функцией дидактики.
Можно выделить следующие принципы воспитания и обучения:
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения — призван помочь учащимся в получении знаний об основах мировоззрения и нравственности, а также в развитии личности.
- Принцип связи обучения с жизнью — базируется на том, что знания можно получить в результате умственной деятельности.
- Принцип научности и посильной трудности обучения — здесь приводится факт того, что в ходе вовлечения учеников в процесс научного познания необходимо обращать внимание на их возраст, определяющий их возможности.
- Принцип систематичности и последовательности обучения — базируется на закономерностях познания и обучения, остающихся незыблемыми. Речь идет о том, что получение научных знаний, процессы мышления и обучения должны осуществляться на постоянной основе.
- Принцип сознательности и творческой активности обучающихся — базируется на факте о том, что характер прочно связан с уровнем активности школьников и результатами обучения, проявляющимися в получении знаний, воспитании и развитии личности.
- Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления — способствует формированию представления о правдивости наблюдаемого события или явления, однако любая форма восприятия заставляет работать мышление и способствует активизации познавательной деятельности.
Методы воспитания и их классификация
Воспитание является составляющей процесса обучения, которая дополняет образование. В то же время воспитание постоянно находит выражение в социальных отношениях с помощью разнообразных форм, принимая участие в их функционировании.
Поскольку образование и воспитание дополняют друг друга, то методы воспитания играют не меньшую роль, чем средства обучения.
В зависимости от характера методы воспитания могут быть классифицированы на:
- Убеждение;
- Упражнение;
- Поощрение;
- Наказание.
Также методы воспитания можно разделить, исходя из результатов, на:
- воздействие, формирующее в сознании нравственные стереотипы, мотивы, отношения, создающее представления, понятия, идеи;
- воздействие, участвующее в формировании привычек, определяющее выбор в пользу конкретного стиля поведения.
С учетом направленности методов их можно классифицировать на:
- формирование сознания личности.
- организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.
- стимулирование поведения и деятельности.