Характеристика на ученика начальной школы: что в нее нужно включить?
Большинство из нас знакомо с таким документом как характеристика, ведь ее часто приходится писать и в детском саду на ребенка, и в фирме, где работает человек. В любом случае и характеристика на ученика начальной школы, и характеристика сотрудника организации содержит информацию о его личных качествах, способностях, характере и пр. Вне зависимости от того, куда планирует поступить человек — в школу или на работу, он может столкнуться с необходимостью предъявить характеристику, которая способна в немалой степени повлиять на его карьеру. Благодаря данному документу можно узнать, какими личностными качествами обладает человек, с которым придется работать и контактировать в рамках одной организации. Именно поэтому педагоги часто интересуются тем, как должна выглядеть характеристика на ученика начальной школы.
Особенности составления характеристики на ученика начальных классов
Характеристика на ученика 1 класса предполагает, что в ней будут отражены сведения о ключевых психологических особенностях школьника. Для учителя важно не допускать предвзятости при составлении данного документа, в нем должна присутствовать лишь объективная оценка личности ученика. Учителям следует исключить ошибки при написании характеристики на ученика начальных классов, когда он будет завершать начальную школу. Дело в том, что тогда педагоги среднего звена смогут получить правдивые сведения о новых учениках: каким типом личности, чертами характера и особенностями поведения обладает данный воспитанник. В этой связи следует позаботиться о том, чтобы характеристика на ученика 4 класса получилась как можно полной и подробной, нежели характеристика на ученика 2 класса.
Информация, которая должна быть отражена в характеристике на ученика начальных классов
- Информация об ученике общего характера (Ф. И. О, класс, возраст, национальность, каков его полный возраст, сколько членов в его семье).
- Сведения, касающиеся его физического развития (имеются ли отклонения в физическом развитии с учетом его возраста, имеются ли у школьника серьёзные заболевания, о которых следует знать учителям).
- Информация, касающаяся родителей и других членов семьи (наряду с общими данными следует сообщить сведения, касающиеся особенностей воспитания ребенка в семье, какие взаимоотношения складываются между ним и его родными).
- Информация, описывающая общеучебные умения и навыки (какие предметы из предусмотренных школьной программой больше остальных нравятся ученику, какие предметы сложно даются ребёнку и с чем это связано; насколько хорошо ребенок развит в интеллектуальном отношении, обладает ли он навыком анализа, обобщения, классификации полученной информации; внимательно ли он ведет себя на уроках, легко ли для него в течение длительного времени концентрировать свое внимание на определённом задании).
- Информация, сообщающая о нюансах эмоционального развития ученика (каким типом темперамента он обладает, в каком состоянии находится его нервная система, как он ведет себя в стрессовых ситуациях).
- Сведения, раскрывающие его место в коллективе (как ученик воспринимает своих одноклассников, а те — его, осознает ли школьник свое место в классной среде; обладает ли он способностью к принятию решений самостоятельно, может ли брать инициативу на себя, выбирать друзей).
- Информация, демонстрирующая его самооценку (как сам школьник оценивает свою учебу, предположение об успехах и достижениях, которых он добьётся в учебной жизни).
- Сведения об уровне воспитания (высоко ли развиты в нем моральные и этические качества, что именно требует внимания с его стороны).
- Заключение педагога о том, позволяет ли текущий уровень развития перейти ученику в среднюю школу.