Характеристика на ученика
Характеристика на школьника составляется классным руководителем подростка. Этот документ не должен быть шаблонным. Характеристика, вдумчиво и грамотно написанная учителем, раскроет все индивидуальные и психологические особенности школьника.
Любая характеристика начинается с указания общих сведений об ученике: его фамилия, имя и отчество, дата рождения, год поступления в школу. Если ребёнок переезжал с места на место, то называются все учебные заведения, где и как долго он учился.
Затем раскрывается информация о составе семьи, профессии родителей, материальном положении, сообщаются жилищно-бытовые и санитарно-гигиенические условия проживания ученика, указывается его режим дня, стиль отношений внутри семьи, её нравственный климат.
Один из разделов характеристики – описание физического развития школьника. Определяется, соответствует ли оно возрасту, отмечаются отклонения от нормы. Кроме того, при необходимости, характеристика на ученика может содержать сведения о нарушениях, таких как: заторможенность, скованность, навязчивость движений. Оценивается состояние нервной системы, слуха, зрения, называются хронические заболевания.
Необходимо отметить особенности интеллектуальной деятельности ученика. Оценивается его внимательность – умение концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, переключать внимание, распределяться на несколько задач. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, быстроте, полноте, прочности и оптимальном типе запоминания (зрительно, на слух или смешанно).
Важно правильно указать волевые особенности личности, оценить степень эмоциональности (вспыльчивость, сдержанность). Подчеркнуть внушаемость, преобладание позитивного или негативного настроя в различных ситуациях. Описать круга интересов ученика, уровень притязаний, характеристику самооценки. Очень важно указать на умении дружить, помогать, взаимодействовать с другими членами детского взрослого коллектива.
В характеристике отмечается общественная активность школьника, какие общественные нагрузки выполняет, участвует ли в мероприятиях, в спортивных соревнованиях, в трудовых акциях. Отмечается общий культурный уровень развития ученика.
Необходимо указать на общие учебные умения и навыки школьника: умение работать с учебным и справочным материалом, планировать и контролировать свою учебную деятельность, слушать. Отмечается успеваемость по предметам, указываются те из них, которые усваиваются наиболее и наименее успешно, раскрывается отношение ребенка оценкам. Важно определить отношение школьника к труду, оценить его умения и навыки.
Раскрывая нравственные качества школьника, необходимо отметить самые важные положительные и отрицательные черты. И, как логический вывод: пользуется или нет ученик авторитетом среди одноклассников и педагогов.
Запомните, что упоминание в характеристике на ученика наличия вредных привычек должно основываться на проверенных данных.
В конце характеристики учитель рекомендует, что нужно изменить, и предлагает, как это сделать.