Методика раннего развития Глена Домана
Содержание
Всем родителям хочется, чтобы их любимый малыш был самым умным и развитым. К услугам мам и пап, жаждущих начать развивать ребенка как можно раньше, сегодня открываются специализированные садики и детские центры.
Некоторые прибегают даже к услугам репетитора. Однако способствовать всестороннему развитию ребенка можно и в домашних условиях, что гораздо удобнее и доступнее. Среди методик раннего развития детей достаточно популярным является подход нейрохирурга Глена Домана.
История создания методики
Глен Доман (1919–2013) создал свою методику в процессе работы и исследования детей, у которых были серьезные неврологические нарушения. Своей задачей он ставил научить малышей читать. Его исследования возможностей человеческого мозга привели к осознанию, что даже небольшие занятия по 5–10 секунд с ребенком в постоянном режиме дают потрясающие результаты.
Вскоре после начала апробации этого подхода дети, находившиеся у Домана на лечении, показали результаты лучше, чем их здоровые сверстники. Активизация мозговой деятельности детей стала поводом для включения этой методики и в обучение здоровых детей, а также в технологию обучения ряда школьных дисциплин в американской школе.
Сущность методики Домана
Для того чтобы обучать ребенка по методике американского врача, необходимо проводить работу со специальными карточками, на которых изображены различные предметы, окружающие нас в обычной жизни, и их названия (красным цветом). Для демонстрации картинок ребенку отводится по одной секунде на каждый предмет, при этом проговаривается четко название. Нельзя использовать синонимы и менять названия. Например, если на картинке изображена кошка, подпись «кот», то и произносить следует «кот».
Можно использовать методику и для освоения математики. Тогда на картинке в верхней части изображается то количество предметов, на которое указывает число внизу.
Несмотря на то что эта методика рекомендуется для развития детей до семи лет, она эффективна и в случае работы со взрослыми, т. к. обеспечивает улучшение памяти и повышает результативность запоминания новых предметов.
Где взять карточки?
Очевидно, что занятия по данной методике лучше проводить дома, а не у репетитора или в развивающем детском центре, но, естественно, возникает вопрос: где взять специальные карточки? Здесь два варианта.
Можно приобрести готовые комплекты в магазине. Сегодня благодаря широкому внедрению методики в образовательные программы для детей практически все детские и книжные магазины включили эти комплекты в свой ассортимент. Правда, стоимость карточек довольно высокая.
Второй вариант – сделать карточки самостоятельно. В случае выбора такого пути нужно учесть, что карточки должны быть сделаны на белом фоне. Высота букв в словах должна быть 7 см, ширина – 1,5 см. Размер карточки первоначально 28Ч28 см, потом по мере роста ребенка можно уменьшать. Точно так же и размер букв постепенно уменьшается. Для начала достаточно сделать по 8–10 карточек для десяти различных предметных областей.
Когда дело дойдет до математики, то картинки могут быть сделаны в виде множества красных точек или конкретных предметов (зайчиков, мячиков, кубиков и т. п.).
Когда и сколько заниматься?
Г. Доман утверждал, что развитие мозга начинается с рождения, поэтому и занятия следует включать в режим дня с момента появления крохи на свет. Но как известно, способность ребенка сосредотачиваться на предметах появляется примерно в месяц. Следовательно, методику Домана можно осваивать тоже со второго месяца.
Занятия сначала проводятся редко, карточки демонстрируются в течение нескольких минут. Когда малыш подрастет, начинается классический вариант Домана: карточка за одну секунду. Если занятие с малышом идет 10 секунд, значит столько же карточек он должен увидеть. Уроки повторяются в течение дня столько раз, сколько сочтут возможным родители. Карточки, естественно, должны чередоваться.
Недостатки методики
Несмотря на то, что методика Домана позволяет воспитать практически гения, она имеет свои недостатки, как практически любой подход к развитию ребенка. В частности, психологи указывают на отсутствие самостоятельности и творческого подхода. Кроме того, развивается только зрительная и слуховая система малыша.
Картинки ограниченного спектра не позволяют находить взаимосвязи между ними. Постоянные занятия перегружают мозг ребенка, что может привести к нарушениям в психике. Даже увеличение слов на картинках не позволяет сформировать целостности картины мира, а, значит, ребенок только технически овладевает чтением. Чтобы компенсировать данные недостатки, педагоги и психологи предлагают сочетать методику Глена Домана с другими, например, М. Монтессори, Н.Зайцева, Никитиных и т. п.
Самое главное помнить, что ни одна методика развития ребенка не позволит раскрыть все его таланты и освоить жизненное пространство, если родители не будут демонстрировать свою любовь к нему. Внимание, совместное пребывание и общение с малышом способны творить не меньшие чудеса, чем методика Домана.