Психологические тесты для детей
Сегодня очень популярно тестирование детей, в детских садах и развивающих центрах работают детские психологи, которые проводят тестирование, позволяющее выявить проблемы эмоциональной сферы ребенка, страхи, агрессию, оценить уровень интеллектуального развития, степень готовности к школе, проанализировать, насколько удовлетворительны отношения ребенка с родителями и сверстниками. Ряд тестов могут провести и родители самостоятельно, например, на сайте http://all-tests.ru/ можно найти тест «Неталантливых детей не бывает» и оценить способности и склонности своего ребенка, степень самостоятельности его мышления. Это опросник для родителей, которым предстоит обобщить свои наблюдения за поведением ребенка. А есть и опросники, на вопросы которых должны отвечать сами дети. Например, школьникам адресован опросник Филлипса из 58 вопросов, предназначенный для определения уровня школьной тревожности. Для готовящихся к школе предназначена методика «Отношение ребенка к обучению в школе», опросник из 10 вопросов для выявления интереса к обучению и мотивации.
Большинство тестов для детей, особенно младшего возраста, представляют собой не опросники, а тесты-задания, есть среди них и тесты интеллекта, и проективные методики. Особенно популярны рисуночные тесты, например, «Дом-Дерево-Человек», применяемый для диагностики как детей, так и взрослых. Интерпретируется порядок рисования элементов, их размеры относительно друг друга, рисунок на переднем плане или вдали, цвета, размещение рисунка и перспектива. Каждый из элементов дома – крыша, окна, двери, стены, труба и дым и пр. интерпретируется отдельно. В рисунке человека важны пропорции фигуры, частей тела, прорисованность черт лица, поза. В рисунке дерева интерпретируются размер и форма корней, форма кроны, рисунок ствола, манера изображения. Интересен тест «Несуществующее животное», позволяющий оценить деятельность или пассивность, агрессию, страх, познавательные интересы, отношение к собственной личности. Тест «Рисунок семьи» предназначен для выявления внутрисемейных отношений.
Для детей разного возраста разработан большой набор тестов интеллекта разной степени сложности для оценки разных составляющих интеллектуальной сферы. Процессы памяти исследуются с помощью методики Лурия, где испытуемому необходимо запомнить 10 слов. Особенности понятийного мышления можно выявить с помощью методики «Аналогии», испытуемому предлагается пара слов, между которыми существует определенная логическая связь, и слово плюс набор из пяти слов, среди которых надо выбрать связанное с ним такой же связью, как между первыми двумя, сначала демонстрируется пример, потом предлагается само задание. Есть методики на исключение лишнего, поиск недостающего, разделение на группы, сравнение понятий, методики на изучение произвольности внимания и механизмы его переключения и распределения, на зрительную и слуховую память.
Ряд методик позволяет исследовать словарный запас ребенка. Методика «Нелепицы» позволяет оценить и логическое мышление ребенка, объективность его представлений об окружающем мире и связях между его объектами, и развитие речи, способность грамотно выражать свои мысли. Эта методика проводится с помощью картинок, на которых допущены ошибки, ребенок должен найти ошибку, объяснить, почему это неправильно, и как должно быть на самом деле. Творческое, креативное мышление и воображение оцениваются с помощью методик «Придумай игру», «Скульптура» (слепить фигуру из пластилина), теста Гилфорда, где нужно найти для предметов необычные способы применения, придумать последствия ситуации и т. д.
Источник — http://all-tests.ru/