Использование икт в образовательном процессе: плюсы и минусы
В последние годы в нашей стране довольно стремительно развиваются информационные технологии, что сказалось и на процессе формирования личности современного ребенка. Школа является одной из составляющих общества, и она наглядно демонстрирует проблемы, которые на текущий момент наиболее актуальны для страны. В этой связи важно подойти к построению образовательного процесса таким образом, чтобы вызвать у детей заинтересованность в работе на занятиях, позволить им знакомиться с итогами своей деятельности и анализировать их. И эффективным решением здесь стало использование икт в образовательном процессе, которые стали дополнять классические методы обучения. Хотим отметить, что будут проходить Уроки літератури у школі за новою програмою . Ознакомится с данной информацией вы сможете на портале liturok.in.ua.
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе
На сегодняшний день ИКТ могут быть представлены в образовательном процессе в следующих формах:
- Урок с мультимедийной поддержкой — предполагает наличие в классе одного компьютера, который служит преподавателю «электронной доской» и позволяет учащимся проводить защиту проектов.
- Урок с компьютерной поддержкой — предполагает наличие нескольких компьютеров, которые могут использоваться всеми учениками сразу или же по очереди.
- Урок интегрированный с информатикой — для его проведения требуется класс с компьютерным оснащением.
- Самостоятельное изучение — в данном случае задействуются особые обучающие системы.
Использование икт в образовательном процессе допускается в следующих ситуациях:
- Во время подготовки к занятиям;
- В ходе занятий;
- Для создания условий ученикам самостоятельно осваивать дополнительный материал.
Преимущества и недостатки использования ИКТ
Икт в образовательном процессе характеризуются наличием следующих преимуществ:
- индивидуализация обучения;
- стимулирование учеников к более активной самостоятельной работе;
- увеличение количества заданий, которые могут быть выполнены в ходе занятия;
- наличие доступа к Интернет позволяет отыскать любую информацию;
- представление работы в разных формах стимулирует познавательную деятельность и усиливает мотивацию;
- за счет использования на занятиях компьютера преподаватель может выполнить трудоемкую часть своей работы с помощью компьютера и представить процесс обучения в более интересной форме;
- за счет того, что во время занятий можно проводить компьютерное тестирование и использовать диагностические комплексы, преподаватель может быстро узнать, насколько хорошо ученики разобрались в изученном материале, и оперативно внести в него необходимые изменения;
- особую роль для учащихся приобретает то, что сразу по завершении выполнения теста они могут увидеть результат, содержащий все ошибки, в чем он превосходит, скажем, устный опрос;
- приобретение учениками основ работы за компьютером.
При этом процесс подготовки к подобным занятиям, а также его проведения неизбежно сопровождается некоторыми трудностями:
- Учителям не хватает времени, чтобы подготовиться к занятиям;
- Преподаватель плохо владеет основами работы с компьютером;
- Нет возможности взаимодействовать с учителем информатики;
- Нет возможности посещать демонстрационный центр;
- Использование компьютера в рамках поурочной структуры занятий сопряжено с большими трудностями;
- Отсутствует разделение класса на группы для проведения уроков в компьютерном классе.
При использовании ИКТ формируется уже иная информационно образовательная среда, и здесь для педагога важно при подготовке к занятиям помнить о том, что это урок, а потому при разработке плана нужно учитывать его цели. Определяя, какой учебный материал преподносить учащимся, следует придерживать дидактических принципов (систематичности, доступности и пр.). Следует иметь в виду, что компьютер — это не полноценная альтернатива учителю, а лишь его помощник.