Методы обучения по фгос — взгляд на обучение с учётом новых стандартов
Содержание
Начиная разговор о методах обучения, сперва следует пояснить, что под ними подразумевается. Методы обучения представляют собой способы, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учениками, которые призваны помочь в достижении образовательных целей.
Если рассматривать методы обучения по фгос, то они могут быть представлены в виде следующих групп.
Пассивные методы.
Под пассивным методом подразумевается форма взаимодействия между учениками и учителем, при которой последний берет на себя функции действующего лица и определяет ход урока, а ученики здесь представлены в качестве пассивных слушателей, вынужденные выполнять указания преподавателя.
Подобные методы обучения по фгос предполагают использование для связи с учителем следующие его формы обучения:
- Опросы;
- Самостоятельные и контрольные работы;
- Тесты и пр.
Если рассматривать данный метод с позиции современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, то он обеспечивает крайне низкую результативность, однако все же ему присущи определенные преимущества:
- В первую очередь преподавателю не приходится тратить много сил и времени на подготовку к занятиям;
- За отведенное время, предусмотренное уроком, учитель может выдать довольно большой учебного материала.
Чаще всего пассивные уроки проводят в виде лекции. Наибольшее применение они получили в ВУЗах, в которых обучаются практические сформированные личности, которые пришли сюда за получением глубоких знаний по интересующему их предмету.
Активные методы
Активный метод представляет собой форму взаимодействия между учениками и преподавателем, при которой наблюдается взаимодействие данных участников между собой, причем ученики принимают активное участие во время преподнесения учебного материала.
Отличительные черты активных методов:
- В пассивном уроке именно учителю отводилась роль главного действующего лица, а также менеджера урока. В данном же случае какого-то превосходства в правах у учителя и учеников не наблюдается.
- При использовании пассивных методов четко прослеживается авторитарный стиль взаимодействия. Когда же начинают использоваться методы активного социально психологического обучения, то здесь отмечается демократический стиль.
Большинство специалистов отождествляют активные и интерактивные методы, но при этом им присущи некоторые отличия. Интерактивные методы можно охарактеризовать как более усовершенствованную форму активных методов.
Интерактивные методы
Этимология слова «интерактивный» предусматривает наличие двух частей: «Inter» — это взаимный, «act» — действовать. Поэтому сам термин означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иначе говоря, разница между активными и интерактивными методами заключается в том, что последние призваны обеспечить более широкое взаимодействие учащихся, как с учителем, так и друг с другом и стимулировать учеников на максимальную активность в образовательном процессе.
В соответствии с фгос, школа россии на сегодняшний день в большей степени ориентирована на активные методы обучения, ключевыми особенностями которых является демонстрация эффективности, творческий подход и постоянный поиск.
Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
- Дидактические игры;
- Анализ конкретных ситуаций;
- Решение проблемных задач;
- Обучение по алгоритм;
- Мозговая атака и пр.
Особенности активного обучения
Применение активных методов обучения приводит к тому, что ученик начинает выполнять уже другие функции. Теперь он уже не предстает в роли пассивного слушателя, которому нужно лишь запоминать преподносимый материал, а принимает активное участие в процессе обучения. Выступая в данной роли, он начинает трансформироваться в активную личность, которая наделяется всеми обязательными навыками, которыми должен обладать современный успешный человек.
Активное обучение можно охарактеризовать как особую форму организации и ведения процесса обучения, при которой главной целью становится оказание максимально возможного стимулирования к учебно-познавательной деятельности на учащихся, что становится возможным за счет использования педагогических и организационно-управленческих средств.
Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.