Главная » Статьи » Принципы обучения в педагогике и их использование в образовательном процессе

Принципы обучения в педагогике и их использование в образовательном процессе

13 Октябрь 2014

Принципы обучения в педагогике и их использование в образовательном процессе

Процесс обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, представленных учебной работой, педагогом и учеником, а также фактическими или предполагаемыми закономерностями. Именно последние и принято называть как принципы обучения в педагогике.

Классификация принципов обучения

В соответствии с принятой классификацией, принципы обучения в педагогике делятся на две группы: общедидактические и методические.

Дидактические принципы обучения образуют комплекс закономерностей, определённых общей дидактикой, и должны браться в расчет в процессе изучения любого предмета.

В рамках методических принципов можно выделить две группы принципов: общеметодические и частнометодические.

Общеметодические принципы представлены следующими видами:

  • дифференцированный подход;
  • принцип, базирующийся на различных упражнениях, приемах и методах обучения;
  • выделение определенных предметов-указателей (показ, объяснение, подкрепление);
  • мотивация;
  • комплексный подход к мотивации.

Частнометодические принципы обучения включают в себя такие их виды, как:

  • принцип устного опережения;
  • параллельного обучения;
  • коммуникативной направленности;
  • принцип устной основы.

Принципы обучения в педагогике и их использование в образовательном процессе

Дидактические принципы развивающего обучения

Дидактические принципы образуют особую группу закономерностей и предусматривают следующие виды:

  • Принцип научности — ориентирован главным образом на формирование у школьников системы научных знаний, помочь им в оценке учебного материала, вычленения в нем ключевых мыслей, поиске разнообразных межпредметных связей, научиться применять истинные научные факты и знания и действующие научные термины.
  • Принцип системности — в его основе лежит тот факт, что между знаниями и умениями присутствует прочная связь, а сами они представляют единую систему, иными словами, процесс изучения учебного материала будет проходить в три этапа: отражение, понимание и усвоение.
  • Принцип доступности — в нем главная роль отводится использованию группы принципов — преемственности, постепенности и последовательности обучения. Иными словами, процесс начинается с обнаружения уже имеющихся знаний, умений и навыков, после чего наступает момент для последовательной выдачи новых, при которой все делается неспеша и поэтапно.
  • Принцип наглядности — он не ограничивается одной лишь демонстрацией исследуемого предмета или явления, а предусматривает задействование набора средств, приемов и способов, способствующих формированию более четкого и ясного представления выдаваемого учебного материала.
  • Принцип сознательности и активности — главную роль в нем играет создание у школьников мотивации, осознание ими необходимости изучения конкретных знаний, постоянное поддержание интереса к изучаемому материалу.
  • Принцип прочности — для закрепления знаний, умений и навыков обязательно должна быть вычленена в выданном материале суть, а также установлена связь со знаниями, полученными учеником на прошлых занятиях.

При использовании принципов обучения и воспитания обязательно следует принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности школьника. Причем в любом коллективе непременно дают знать о себе определенные различия, присущие конкретным ученикам. Они могут быть связаны с развитием определенных психических процессов, неодинаково развитыми способностями, а также интересами и потребностями.

Добавить комментарий