Принципы обучения в педагогике и их использование в образовательном процессе
Процесс обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, представленных учебной работой, педагогом и учеником, а также фактическими или предполагаемыми закономерностями. Именно последние и принято называть как принципы обучения в педагогике.
Классификация принципов обучения
В соответствии с принятой классификацией, принципы обучения в педагогике делятся на две группы: общедидактические и методические.
Дидактические принципы обучения образуют комплекс закономерностей, определённых общей дидактикой, и должны браться в расчет в процессе изучения любого предмета.
В рамках методических принципов можно выделить две группы принципов: общеметодические и частнометодические.
Общеметодические принципы представлены следующими видами:
- дифференцированный подход;
- принцип, базирующийся на различных упражнениях, приемах и методах обучения;
- выделение определенных предметов-указателей (показ, объяснение, подкрепление);
- мотивация;
- комплексный подход к мотивации.
Частнометодические принципы обучения включают в себя такие их виды, как:
- принцип устного опережения;
- параллельного обучения;
- коммуникативной направленности;
- принцип устной основы.
Дидактические принципы развивающего обучения
Дидактические принципы образуют особую группу закономерностей и предусматривают следующие виды:
- Принцип научности — ориентирован главным образом на формирование у школьников системы научных знаний, помочь им в оценке учебного материала, вычленения в нем ключевых мыслей, поиске разнообразных межпредметных связей, научиться применять истинные научные факты и знания и действующие научные термины.
- Принцип системности — в его основе лежит тот факт, что между знаниями и умениями присутствует прочная связь, а сами они представляют единую систему, иными словами, процесс изучения учебного материала будет проходить в три этапа: отражение, понимание и усвоение.
- Принцип доступности — в нем главная роль отводится использованию группы принципов — преемственности, постепенности и последовательности обучения. Иными словами, процесс начинается с обнаружения уже имеющихся знаний, умений и навыков, после чего наступает момент для последовательной выдачи новых, при которой все делается неспеша и поэтапно.
- Принцип наглядности — он не ограничивается одной лишь демонстрацией исследуемого предмета или явления, а предусматривает задействование набора средств, приемов и способов, способствующих формированию более четкого и ясного представления выдаваемого учебного материала.
- Принцип сознательности и активности — главную роль в нем играет создание у школьников мотивации, осознание ими необходимости изучения конкретных знаний, постоянное поддержание интереса к изучаемому материалу.
- Принцип прочности — для закрепления знаний, умений и навыков обязательно должна быть вычленена в выданном материале суть, а также установлена связь со знаниями, полученными учеником на прошлых занятиях.
При использовании принципов обучения и воспитания обязательно следует принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности школьника. Причем в любом коллективе непременно дают знать о себе определенные различия, присущие конкретным ученикам. Они могут быть связаны с развитием определенных психических процессов, неодинаково развитыми способностями, а также интересами и потребностями.