Методы обучения в педагогике — путь к получению знаний
Содержание
Основным инструментом учителя, при помощи которого он передает свои знания ученикам, являются методы обучения в педагогике. И чтобы в ходе воспитания и обучения можно было добиться как минимум поставленной цели, необходимо наряду с основными использовать и нетрадиционные методы.
Методы обучения основываются на взаимодействии педагога с учениками. Именно это и подразумевает понятие метод обучения. Завершается же данный процесс приобретением и усвоением учениками знаний, умений и навыков, являющихся составным элементом программы обучения.
Методы обучения в педагогике.
В зависимости от источника получения знаний методы обучения в педагогике можно подразделить на следующие виды:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
Вместе с тем часто прибегают и к нетрадиционным методам обучения, использование которых позволяет отойти от классических принципов построения процесса обучения.
- Словесный
Данный метод предполагает использование слов в качестве средства донесения до учеников материала. Именно словесный метод получил наибольшее распространение в системе обучения, так как с его помощью возможно за короткое время передать максимальный объем учебного материала.
Словесный метод обучения состоит из таких разновидностей, как: рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, а также самостоятельная работа с учебником.
Особенностью таких подвидов как беседа и дискуссия является то, что в данном случае ученики принимают непосредственное участие в обсуждении материала, за счет чего можно вызвать у них интерес к получению новых знаний.
- Практический
В основе этого метода лежит применение полученных учениками знаний на практике. Практические педагогические методы обучения можно классифицировать на следующие виды:
a) упражнения (их суть заключается в выполнении умственных или практических действий, в результате которых ученики должны полностью разобраться в том, как применять конкретный навык);
b) лабораторные и практические работы (здесь ученикам предстоит знакомство с определенным явлением, в чем им призвано помочь оборудование или обучающие машины);
c) дидактические игры — создание модели определённого процесса или явления, которое предстоит изучать на уроке.
- Наглядный
В основе данного метода лежит использование в учебном процессе наглядных пособий или иных средств, которые позволяют познакомиться с ключевыми особенностями исследуемого объекта, процесса или явления.
В соответствии с принятой классификацией, наглядные методы могут быть представлены в виде двух групп:
a) Метод иллюстраций;
b) Метод демонстраций.
Именно последний метод считается наиболее предпочтительным ввиду его максимальной эффективности. Дело в том, что он располагает большим количеством возможностей влияния на человеческое сознание. Благодаря же компьютеру и современным технологиям создаются условия для использования в системе наглядных методов большего количества средств.
Закрепление изучаемого материала
Обучающий процесс начинается с того, что учитель должен объяснить материал, предусмотренный школьной программой. В то же время в усвоении учащимися преподнесенных знаний многое зависит от того, как именно будет применяться полученная информация. Составными элементами данного процесса являются закрепление, запоминание и осмысление материала, который был выдан на уроке.
Для закрепления материала применяются следующие приемы, как:
- Беседа;
- Опрос;
- Работа с учебником.
Проверка и оценка знаний?
В образовательном процессе многое зависит от того, как часто проводится проверка и оценка знаний в течение всего учебного года. Подобные мероприятия позволяют педагогу понять, насколько хорошо ученики усваивают материал, и при необходимости внести изменения в учебный процесс.
Для проверки усваивания знаний могут быть задействованы такие методы, как:
- текущая (во время уроков);
- четвертная (на основании результатов четверти);
- годовая (на основании результатов года);
- переводные и выпускные экзамены.
Указанные средства обучения предусмотрены наряду с общей системой образования и специальной педагогикой, включающей такую область как коррекционная педагогика, занимающаяся формированием базиса системы обучения для детей, имеющих отклонения в развитии. В рамках воспитательного процесса родителям не следует ограничиваться малым количеством методов. При наличии такой возможности их должно быть как можно больше, что только положительно скажется на развитии подрастающего человека.