Главная » Статьи » Методы обучения в педагогике — путь к получению знаний

Методы обучения в педагогике — путь к получению знаний

12 Октябрь 2014

Методы обучения в педагогике   путь к получению знаний

Основным инструментом учителя, при помощи которого он передает свои знания ученикам, являются методы обучения в педагогике. И чтобы в ходе воспитания и обучения можно было добиться как минимум поставленной цели, необходимо наряду с основными использовать и нетрадиционные методы.

Методы обучения основываются на взаимодействии педагога с учениками. Именно это и подразумевает понятие метод обучения. Завершается же данный процесс приобретением и усвоением учениками знаний, умений и навыков, являющихся составным элементом программы обучения.

Методы обучения в педагогике.

В зависимости от источника получения знаний методы обучения в педагогике можно подразделить на следующие виды:

  1. словесный;
  2. практический;
  3. наглядный.

Вместе с тем часто прибегают и к нетрадиционным методам обучения, использование которых позволяет отойти от классических принципов построения процесса обучения.

  • Словесный

Данный метод предполагает использование слов в качестве средства донесения до учеников материала. Именно словесный метод получил наибольшее распространение в системе обучения, так как с его помощью возможно за короткое время передать максимальный объем учебного материала.

Словесный метод обучения состоит из таких разновидностей, как:                рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, а также самостоятельная работа с учебником.

Особенностью таких подвидов как беседа и дискуссия является то, что в данном случае ученики принимают непосредственное участие в обсуждении материала, за счет чего можно вызвать у них интерес к получению новых знаний.

  • Практический

В основе этого метода лежит применение полученных учениками знаний на практике. Практические педагогические методы обучения можно классифицировать на следующие виды:

a)      упражнения (их суть заключается в выполнении умственных или практических действий, в результате которых ученики должны полностью разобраться в том, как применять конкретный навык);

b)      лабораторные и практические работы (здесь ученикам предстоит знакомство с определенным явлением, в чем им призвано помочь оборудование или обучающие машины);

c)       дидактические игры — создание модели определённого процесса или явления, которое предстоит изучать на уроке.

 

  • Наглядный

В основе данного метода лежит использование в учебном процессе наглядных пособий или иных средств, которые позволяют познакомиться с ключевыми особенностями исследуемого объекта, процесса или явления.

В соответствии с принятой классификацией, наглядные методы могут быть представлены в виде двух групп:

a)      Метод иллюстраций;

b)      Метод демонстраций.

Именно последний метод считается наиболее предпочтительным ввиду его максимальной эффективности. Дело в том, что он располагает большим количеством возможностей влияния на человеческое сознание. Благодаря же компьютеру и современным технологиям создаются условия для использования в системе наглядных методов большего количества средств.

Закрепление изучаемого материала

Методы обучения в педагогике   путь к получению знаний

Обучающий процесс начинается с того, что учитель должен объяснить материал, предусмотренный школьной программой. В то же время в усвоении учащимися преподнесенных знаний многое зависит от того, как именно будет применяться полученная информация. Составными элементами данного процесса являются закрепление, запоминание и осмысление материала, который был выдан на уроке.

Для закрепления материала применяются следующие приемы, как:

  • Беседа;
  • Опрос;
  • Работа с учебником.

Проверка и оценка знаний?

В образовательном процессе многое зависит от того, как часто проводится проверка и оценка знаний в течение всего учебного года. Подобные мероприятия позволяют педагогу понять, насколько хорошо ученики усваивают материал, и при необходимости внести изменения в учебный процесс.

Для проверки усваивания знаний могут быть задействованы такие методы, как:

  • текущая (во время уроков);
  • четвертная (на основании результатов четверти);
  • годовая (на основании результатов года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Указанные средства обучения предусмотрены наряду с общей системой образования и специальной педагогикой, включающей такую область как коррекционная педагогика, занимающаяся формированием базиса системы обучения для детей, имеющих отклонения в развитии. В рамках воспитательного процесса родителям не следует ограничиваться малым количеством методов. При наличии такой возможности их должно быть как можно больше, что только положительно скажется на развитии подрастающего человека.

Добавить комментарий