Главная » Статьи » Классно урочная система обучения и ее особенности

Классно урочная система обучения и ее особенности

13 Октябрь 2014

Классно урочная система обучения и ее особенности

Организация учебного процесса в форме урока существует уже несколько столетий. Ее основателем считается Я.А. Коменский. Деятельность этого педагога и теоретика привела к обучению групп учеников в едином составе. А сам процесс обучения был разделен на две ключевые составляющие: само обучение и отдых. С тех пор классно-урочная система обучения претерпевала изменения, но ключевые моменты остались неизменными.

Преимущества урочной системы

Система, разработанная Я.А. Коменским, применяется во всем мире. Педагогические эксперименты с фиксированным временем, периодически возникающие в разных странах, никаких кардинальных изменений так и не внесли.

Интересны концепции «свободного воспитания и обучения», альтернативного обучения, реформаторской педагогики. Они внесли определенный вклад в развитие образовательной системы. Но изменить принципы урочной системы не смогли. Такая непоколебимость урока обусловлена его несомненными преимуществами.

Основные характеристики урока базируются на его смысловой, организационной и временной завершенности. Поскольку урок – это главная составляющая учебного процесса, он решает образовательные задачи, способствует достижению поставленных целей.

Типы уроков

Существует несколько классификаций уроков, соответствующих определенным аспектам характеристики образовательного процесса. Традиционными считаются следующие типы:

  • урок изучения нового материала;
  • урок, где проводится закрепление полученных знаний и выработанных умений, навыков;
  • урок повторения (его могут называть уроком обобщения, систематизации;
  • урок контроля.

Помимо вышеуказанных типов, классно-урочная система обучения включает комбинированные уроки. Они предполагают совмещение элементов нескольких типов уроков.

Нестандартные уроки

Классно урочная система обучения и ее особенности

Учителя-профессионалы постоянно работают над совершенствованием формы проведения уроков. Ведь урок — это не абсолютная, застывшая истина. Педагоги-новаторы предлагают коллегам новые способы проведения занятий. 70-е годы принесли в отечественную педагогику нестандартные уроки. Структура таких занятий нетрадиционна, здесь применяются новые методы и формы работы. По сей день популярны суд и деловая игра, путешествие и экскурсия, аукцион.

Урочная система меняется не только внешне, структурно. Довольно значимыми стали те моменты занятий, которые введены для реализации потребностей общества, для соответствия требованиям времени. На уроке сегодня используются научные достижения, педагогические новинки.

Главная цель урока в наши дни – создание условий, при которых личность будет продуктивно развиваться в наибольшем соответствии со своими возможностями. Большое внимание уделяется формированию осознания межпредметных связей. Также на уроке необходимо создавать условия для развития мотивации ребенка к процессу обучения.

«Выдвигаемые обществом требования к выпускникам подразумевают осознанное стремление к обучению, активизацию участия в процессе освоения знаний. На это ориентирована триединая цель урока, подразумевающая обучение, воспитание, развитие».

Деятельность учителя по организации классно-урочной системы

Урок не проводится спонтанно. В соответствии с программой составляется тематическое планирование. Затем разрабатывается поурочное планирование. Успех каждого урока зависит от нескольких составляющих, среди которых, опыт и мастерство педагога.

Обязательно проводить диагностику начального уровня знаний, подвергать мониторингу все этапы усвоения знаний. Для наилучшего усвоения материала планируется совместная деятельность ученика и учителя. Урок надо строить логично, все методы, приемы должны быть подобраны правильно. Только в таком случае можно добиться поставленных целей.

Добавить комментарий