Главная » Статьи » Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности

Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности

13 Октябрь 2014

Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности

С каждым годом образовательный процесс в школах стараются улучшить, что, естественно, приводит к определенным изменениям. Вещи, которые вчера казались актуальными, сегодня уже считаются пережитком прошлого. Однако, несмотря на происходящие изменения, по-прежнему в учебном процессе используются методы, средства и формы обучения. Последние также подвергаются некоторым коррективам на фоне изменений, происходящих в окружающем их мире, наблюдается их развитие, совершенствование. При этом отдельные из них постепенно перестают использоваться, так как в них исчезает потребность.

Средства и методы обучения

Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности

Несмотря на то, что сегодня методы средства и формы обучения отличаются большим разнообразием, все же среди них можно выделить такие, которые получили наибольшее распространение.

Традиционные методы обучения по-прежнему считаются наиболее эффективными и могут быть подразделены на следующие:

  • лекции,
  • дискуссии,
  • объяснение,
  • повествование (рассказ).

Во время лекции преподавателю предстоит выдать ученикам материал, предусмотренный школьной программой. Здесь учителя можно сравнить с живым говорящим учебником, не имеющим себе подобных. Каждый, кому приходилось обучаться в школьных стенах, в курсе, что есть учителя, на занятиях которых нет свободных мест, а у других так и клонит ко сну. Все дело в том, что один может выдавать материал в необычной интересной форме, который может быть уникальным и познакомитья с которым другим путем не выйдет, а другой всего лишь сообщает ученикам ту информацию, которая содержится в учебниках.

Большинству учеников нравится такой метод обучения, как дискуссия. Здесь помимо получения знаний, предусмотренных школьной программой, от учителя можно поделиться собственным мнением, вступить в спор, а также иначе взглянуть на проблему, попытаться отыскать другие пути ее решения.

Объяснение — в основе данного метода лежит толкование в мельчайших деталях тех моментов изучаемого материала, с пониманием которых чаще всего возникают сложности у учеников.

Под рассказом понимается не что иное, как короткое повествование, главная цель которого заключается в освещении некоторых моментов материала, с которым предстоит познакомить учащихся.

Организационно-социальные методы

Данные методы можно разделить на три типа:

  1. Лабораторные работы;
  2. Смоделированные социальные ситуации;
  3. Педагогические требования.

Лабораторные работы — здесь целью является закрепление знаний, которые ученики получили во время объяснения им теории.

Моделирование социальных ситуаций — с их помощью школьник осваивает приемы того, как следует вести себя в обществе, что упрощает его адаптацию на этапе устройства на работу и вливания в новый коллектив.

Педагогические требования — их целью является выработка у учащихся на этапе обучения системы поведения.

Контрольные методы

Данные методы используются давно и известны каждому. Они включают:

  • Опросы;
  • Экзамены;
  • Аттестацию.

Интерактивные методы

В последнее время часто стали использоваться интерактивные методы обучения. Самыми распространенными их видами можно назвать следующие:

  • Деловые игры;
  • Мозговые штурмы;
  • Круглые столы.

Все они предполагают, что дискуссия будет проходить между студентом и учителем, а также другими учениками.

Подобные занятия позволяют достигать несколько иных целей. Их участники не только делятся своим мнением и решают поставленные задачи, но и обретают навыки поведения и работы в коллективе. Также это позволяет отыскивать и устранять ошибки в поведении, закреплять нормы профессиональной этики, осваивать приемы по ведению дискуссии, действуя при этом уважительно по отношению к оппонентам. Подобные навыки обязательно найдут применение во взрослой жизни.

Средства обучения

Их можно разделить на две группы:

  • Организационные средства. Сюда включают дневную, вечернюю и заочную формы организации учебного процесса, различные расписания и пр.
  • Технические средства. Они представлены такими типами, как наглядные пособия, телекоммуникационные сети и т. п.

Формы обучения

Под формой обучения подразумевается взаимодействие, которое возникает на этапе обучения учащегося и учителя. При этом здесь нужно обратить внимание на следующее. Хотя форму организации учебного процесса и принято считать средством обучения, все же очное, вечернее и дистанционное образование формируют разнообразие его форм. И тут ни о каком противоречии никакой речи не идет.

Вроде бы вид обучения можно описать как особый вариант его организации, иначе говоря, с какой периодичностью учащиеся приходят на занятия за знаниями и в какое время. Вместе с тем оно предусматривает, в какой форме это находит выражение: уроки могут проводиться каждый день, по вечерам или же ограничиваться посещением раз в полугодие для сдачи экзаменов. Отдельной формой обучения считается и самостоятельная работа.

Добавить комментарий