Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности
С каждым годом образовательный процесс в школах стараются улучшить, что, естественно, приводит к определенным изменениям. Вещи, которые вчера казались актуальными, сегодня уже считаются пережитком прошлого. Однако, несмотря на происходящие изменения, по-прежнему в учебном процессе используются методы, средства и формы обучения. Последние также подвергаются некоторым коррективам на фоне изменений, происходящих в окружающем их мире, наблюдается их развитие, совершенствование. При этом отдельные из них постепенно перестают использоваться, так как в них исчезает потребность.
Средства и методы обучения
Несмотря на то, что сегодня методы средства и формы обучения отличаются большим разнообразием, все же среди них можно выделить такие, которые получили наибольшее распространение.
Традиционные методы обучения по-прежнему считаются наиболее эффективными и могут быть подразделены на следующие:
- лекции,
- дискуссии,
- объяснение,
- повествование (рассказ).
Во время лекции преподавателю предстоит выдать ученикам материал, предусмотренный школьной программой. Здесь учителя можно сравнить с живым говорящим учебником, не имеющим себе подобных. Каждый, кому приходилось обучаться в школьных стенах, в курсе, что есть учителя, на занятиях которых нет свободных мест, а у других так и клонит ко сну. Все дело в том, что один может выдавать материал в необычной интересной форме, который может быть уникальным и познакомитья с которым другим путем не выйдет, а другой всего лишь сообщает ученикам ту информацию, которая содержится в учебниках.
Большинству учеников нравится такой метод обучения, как дискуссия. Здесь помимо получения знаний, предусмотренных школьной программой, от учителя можно поделиться собственным мнением, вступить в спор, а также иначе взглянуть на проблему, попытаться отыскать другие пути ее решения.
Объяснение — в основе данного метода лежит толкование в мельчайших деталях тех моментов изучаемого материала, с пониманием которых чаще всего возникают сложности у учеников.
Под рассказом понимается не что иное, как короткое повествование, главная цель которого заключается в освещении некоторых моментов материала, с которым предстоит познакомить учащихся.
Организационно-социальные методы
Данные методы можно разделить на три типа:
- Лабораторные работы;
- Смоделированные социальные ситуации;
- Педагогические требования.
Лабораторные работы — здесь целью является закрепление знаний, которые ученики получили во время объяснения им теории.
Моделирование социальных ситуаций — с их помощью школьник осваивает приемы того, как следует вести себя в обществе, что упрощает его адаптацию на этапе устройства на работу и вливания в новый коллектив.
Педагогические требования — их целью является выработка у учащихся на этапе обучения системы поведения.
Контрольные методы
Данные методы используются давно и известны каждому. Они включают:
- Опросы;
- Экзамены;
- Аттестацию.
Интерактивные методы
В последнее время часто стали использоваться интерактивные методы обучения. Самыми распространенными их видами можно назвать следующие:
- Деловые игры;
- Мозговые штурмы;
- Круглые столы.
Все они предполагают, что дискуссия будет проходить между студентом и учителем, а также другими учениками.
Подобные занятия позволяют достигать несколько иных целей. Их участники не только делятся своим мнением и решают поставленные задачи, но и обретают навыки поведения и работы в коллективе. Также это позволяет отыскивать и устранять ошибки в поведении, закреплять нормы профессиональной этики, осваивать приемы по ведению дискуссии, действуя при этом уважительно по отношению к оппонентам. Подобные навыки обязательно найдут применение во взрослой жизни.
Средства обучения
Их можно разделить на две группы:
- Организационные средства. Сюда включают дневную, вечернюю и заочную формы организации учебного процесса, различные расписания и пр.
- Технические средства. Они представлены такими типами, как наглядные пособия, телекоммуникационные сети и т. п.
Формы обучения
Под формой обучения подразумевается взаимодействие, которое возникает на этапе обучения учащегося и учителя. При этом здесь нужно обратить внимание на следующее. Хотя форму организации учебного процесса и принято считать средством обучения, все же очное, вечернее и дистанционное образование формируют разнообразие его форм. И тут ни о каком противоречии никакой речи не идет.
Вроде бы вид обучения можно описать как особый вариант его организации, иначе говоря, с какой периодичностью учащиеся приходят на занятия за знаниями и в какое время. Вместе с тем оно предусматривает, в какой форме это находит выражение: уроки могут проводиться каждый день, по вечерам или же ограничиваться посещением раз в полугодие для сдачи экзаменов. Отдельной формой обучения считается и самостоятельная работа.