Образовательный процесс это путь к формированию личности
Образовательный процесс это, прежде всего, общение, в ходе которого учащиеся пытаются целенаправленно осмыслить, усвоить общественно-исторический опыт, передать его, получить навыки по выполнению определенной деятельности, без которой невозможен процесс формирования личности. Обучение же позволяет на практике воплотить идею образовательного процесса, совместить в одном процесс получения знаний и воспитание.
Эффективность образовательного процесса может отличаться, что зависит от того, созданы ли условия для получения знаний в организации деятельности или же все ограничено только организацией данного процесса. Решением вопроса по организации первого компонента должен заняться учитель. Именно форма, в которой будет представлен процесс взаимодействия учащегося с учителем для усвоения определенного материала, оказывает влияние на то, насколько эффективным получится образовательный процесс.
Как было сказано ранее, образовательный процесс это общение, посредством которого человек получает знания, овладевает определенными навыками и умениями, которым свойственно меняться вслед за нашей жизнью. В этой связи важно организовать образовательный процесс таким образом, чтобы он учитывал возможность адаптации к тем изменениям, которые происходят в информационном пространстве.
Цикличность образовательного процесса
Среди особенностей образовательного процесса следует выделить то, что он носит цикличный характер. В данном случае под циклом подразумевается сочетание неких актов процесса обучения. Причем всякий цикл можно охарактеризовать при помощи следующих показателей:
- Цели;
- Средства;
- Результат.
В рамках образовательного процесса можно выделить четыре цикла:
- Начальный цикл. В ходе него обучающиеся должны осмыслить и уяснить ключевую идею и практическую значимость знаний, которые им предстоит приобрести, а также освоить методы, при помощи которых они смогут воспроизвести данный материал и применить его на практике.
- Второй цикл. В ходе него учащимся предстоит научиться конкретизировать освоенный материал, воспроизводить его, не ограничиваясь рамками программы, и уяснить его суть.
- Третий цикл. В ходе него учащиеся должны научиться систематизировать и обобщать понятия, применять приобретенные знания в реальных ситуациях.
- Заключительный цикл. В ходе него обучающиеся прибегают к методам контроля и самоконтроля, чтобы проверить и сопоставить результаты, которые были достигнуты на прошлых циклах.
Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса
В соответствии с ФГОС ООО, материально техническое обеспечение образовательного процесса
включает наличие таких объектов:
- информационно-библиотечного центра;
- читального зала;
- кабинетов и лабораторий для проведения уроков;
- административных помещений;
- школьного сервера;
- школьного сайта;
- внутренней и внешней сети.
Главной задачей учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса является создание условий для регулярного доступа всем участникам процесса обучения к любой информации, которая касается практического воплощения основной образовательной программы, достижения расчетных показателей, построения процесса обучения и условий его осуществления.
Нормативно правовое обеспечение образовательного процесса реализуется через такое понятие, как информационно-образовательная среда. Последняя призвана обеспечить:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование процесса обучения и его снабжение необходимыми ресурсами;
- наблюдение и фиксацию каждого этапа и общих итогов образовательного процесса;
- наблюдение за здоровьем учащихся;
- современные процедуры по работе с информацией (поиск, сбор, анализ и пр.);
- удаленное взаимодействие каждой из сторон, которые принимают участие в процессе обучения, включая и использование необходимых приемов и средств при реализации дистанционного образования.