Рекомендации психологов: летом детям полезно скучать
Летом дети не заняты учебным процессом, следует ли их загружать какими-либо организованными занятиями? На этот вопрос нам охотно ответил детский психолог в Ростове-на-Дону, объяснив отсутствие такой необходимости, поскольку это может отвлечь ребенка от чего-то действительно интересного и полезного для него. Такого же мнения придерживаются и другие специалисты по детскому развитию.
Детский психолог из Лондона Лин Фрай, занимаясь проблемами обучения школьников, говорит, что быть взрослым — значит уметь заполнить свое свободное время в пути, делающем вас счастливым. Роль родителей заключается в подготовке ребенка к выбору и сохранению своего места в обществе. А если они сами заполняют свободное время ребенка, то он никогда не научится самостоятельно занимать себя.
Доктор Тереза Белтон, являющаяся научным сотрудником Университета Восточной Англии, поддерживает это мнение и акцентирует внимание на прямой связи между воображением и скукой. Она считает, что скука развивает внутренний стимул человека, побуждающий его к занятиям истинным творчеством.
Эксперты вот уже несколько десятков лет утверждают, что для развития ребенка очень важно «ничегонеделание», хотя развитие Интернета и цифровые технологии достаточно сильно уменьшили возможности для скуки.
Психоаналитик Адам Филипс еще в 1993 году высказался о скуке, как о шансе созерцания жизни, а не бросанию через неё. По его мнению, ребенок должен постоянно искать по-настоящему интересное для него дело, ощущая скуку, как неотъемлемую составную в процессе своего восприятия времени.
Родителям, по совету психолога Фрай, следует в начале лета обсудить со своими детьми, составив список — чем было бы интересно им заняться на каникулах. Это могут быть велопрогулки, игра в карты, чтение и обсуждение книг, совместное оформление праздничного ужина, фотографирование для какого-либо конкурса, использование лепки как мастер-класса или даже занятия с логопедом при необходимости.
Составленный совместно с детьми список поможет им избежать скуки и заняться намеченными делами по их же собственному желанию.
Конечно, иногда на детей может нападать хандра и скука, но это вовсе не является зря потерянным временем. Научившись скучать, ребенок сможет заставить себя достигнуть избранной им самим цели. Скука делает детей самостоятельными, умеющими находить для себя занятия и развлечения, не ожидая чьей-либо помощи. Это точка зрения Фрай.
В 1930 году похожая теория была выдвинута философом Бертраном Расселом, посвятившим потенциально ценной скуке целую главу собственной книги «Покорение счастья». У всех детей должны быть развиты способности справляться со скукой и воображение. Множественные путешествия, обилие разнообразных впечатлений не приносят большой пользы детям и подросткам, поскольку они из-за этого постепенно теряют способность справляться с плодотворной монотонностью жизни, становясь взрослыми. Так считал Б. Рассел.
В настоящее время всегда можно обратиться в платный детский психологический центр для планирования возможного времяпровождения детьми лета с максимальной пользой для их развития.