Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
Содержание
Ребенок – объект травли сверстников
Отличающиеся в поведенческом плане и восприятии окружающей действительности дети часто становятся объектом травли со стороны своих одногодков. Они нередко получают оскорбления в свой адрес, над ними подстраивают злые шутки, пытаются физически доминировать другие дети.
Данная ситуация типична для многих отечественных и зарубежных школ, но вполне исправима при правильном и рациональном подходе родителей к ней. Самое первое и инстинктивное побуждение самостоятельно защитить ребенка от негативного поведения сверстников – не является таковым.
На первом месте стоит задача по определению причин, по которым унижают ребенка и умаляют его человеческие качества. При этом стоит руководствоваться представлениями о том, что любой ребенок – это, пусть и маленькая, но все же личность.
А, значит, у него есть как слабые, так и сильные стороны. Детям нелегко раскрыть свои положительные черты и сильные качества в коллективе, так как слабые места всегда выглядят явными.
Какие же слабости это могут быть?
К таким проявлениям слабости и неподготовленности к социальному окружению относятся:
- внешний вид – неаккуратный, грязный, старомодный, чрезмерно выделяющийся дорогими вещами и аксессуарами, первое вызывает негатив и злость, второе – чувство зависти;
- физические качества – полнота и плохая физическая форма, очень высокий или низкий рост, худощавое телосложение, физическая или умственная неполноценности;
- проблемы успеваемости – низкий уровень знаний или чрезмерно развитый интеллект, образ «заучки».
Причины детских слабостей
Причинами этих слабостей могут быть и частые болезни, из-за чего возможно только ограниченное посещение школы, что не дает возможности полноценного общения со сверстниками и ведет к отстранению от социальной группы в виде класса. Также причиной может быть сложный характер – гиперактивность, тревожность, легкая возбудимость, проявление агрессии и ранимость.
В любой из ситуации у такого ребенка накапливается определенный запас негативных представлений, способствующий развитию ощущения зависти и отстраненности, одиночества, злобы. Результат – это замыкание ребенка в себе, хвастовство и ябедничество, частые обманы и своего рода месть по отношению к своим обидчикам.
Здесь требуется поддержка родителей
Не всегда вмешательство во взаимоотношения детей является лучшим выходом из ситуаций, но здесь далеко не тот случай, который требует попустительства со стороны родителей. Конечно, прямое вмешательство – плохой вариант. Поэтому стоит начать с устранения причин столь высокой непопулярности ребенка в кругу его сверстников.
- При внешних факторах – стоит уделить внимание гардеробу и внешности, привить ребенку чувство аккуратности, заняться его внешним видом.
- При физических недостатках – почему бы не записать ребенка в секцию, хотя бы на ту же лечебную физкультуру или не научить его подтягиваться. В случаях неполноценности и при ограниченных возможностях – только радикальный метод смены коллектива, где ребенок будет находиться в окружении таких же детей, как и он сам.
- При низкой успеваемости и нежелании учиться – стоит позаниматься над уроками с ребенком самостоятельно или обратиться за помощью к репетитору.
- При низкой самооценке – помочь ребенку поверить в собственные силы, найти общее занятие или хобби, заинтересовать ребенка творчеством. Стоит подчеркнуть его достоинства и ценность для родителей.
Формирование навыков и круга общения у ребенка
Самый сложный этап противодействия негативному отношению и оскорблению в кругу сверстников – это обучение ребенка навыкам взаимоотношений. Надо объяснить ему, что стоит проявлять больше дружелюбности и активности, уметь постоять за свои интересы и проявить сдержанность и уступчивость в некоторых ситуациях.
Также делу поможет разговор с классным руководителем или воспитателем, который сможет задействовать ребенка в каком-то общем деле, что повысит его социальный статус в глазах класса или группы.
При этом не стоит упускать факт нездоровой атмосферы внутри самого коллектива или не профессиональности, личной неприязни педагога. Решением проблемы в этой ситуации – станет смена коллектива и круга общения ребенка.
Необходимо развивать и поддерживать таланты своих детей, давать возможность им продемонстрировать свои сильные стороны и тогда проблема травли со стороны сверстников пропадет, и социальный статус ребенка в коллективе изменится сам собой.