Защитные реакции у ребенка
У ребенка под влиянием отношений с родителями и в зависимости от типа нервной системы формируются ответные реакции, малоосознаваемые, автоматические. И этими ответными реакциями он пользуется, защищая себя, и они же определяют его характер. Ведь характер – это, в сущности, способ зашиты представлений о самом себе, способ самоутверждения и самореализации. Хороший педагог может отличить поведенческие отклонения от защитных реакций (если вы педагог, вам наверняка будут интересны конкурсы для педагога, олимпиады и викторины для детей и другие мероприятия), однако давайте рассмотрим последние подробнее.
Существует ряд основных вариантов защитных реакций
- Аффективно-возбудимый тип реакций. Детям свойственна постоянная повышенная готовность к сопротивлению, взрывчатость, раздражительность, гневливость по самым незначительным поводам, оппозиционное отношение ко взрослым, постоянная готовность к тому, что начнется скандал или просто конфликт. Создание таких черт происходит в условиях длительных психотравмирующих ситуаций в семье: конфликтующие родители, эмоциональное отвержение, повышенные требования, жестокое обращение.
- Тормозной тип. Основные проявления: робость, неуверенность в себе, обидчивость, склонность к пассивности и реакциям отказа, зачастую неоткровенность, лживость, мечтательность, фантазирование. В происхождении этого варианта основная роль принадлежит чрезмерному подавлению естественной активности ребенка, его самостоятельности постоянными ограничениями и запретами, запугиваниями, унижениями и физическими наказаниями.
- Истероидно-демонстративный тип. Проявляется в стремлении привлекать к себе повышенное внимание хвастливостью, эгоистичностью, поверхностным восприятием различных событий, жаждой постоянного восхищения и признания, стремления к быстрому и легкому успеху. Это можно наблюдать, когда ребенку постоянно потакают. Такая ситуация часто связана со стремлением родителей хвастаться своими детьми, преувеличивать реальные и мнимые достоинства ребенка, выставлять напоказ все его достижения, который порой интересны только сами родителям, а не окружающим. Все это способствует развитию эгоизма, демонстративности в поведении, нежеланию считаться с интересами окружающих. А это крайне негативно влияет на социализацию.
- Неустойчивый тип. Достаточно распространенный тип. Характеризуется зависимостью поведения от сиюминутных желаний, завышенная подчиняемость чужому влиянию, неумением и нежелание бороться с малейшими трудностями. Такие проявления чаще наблюдаются у детей с задержкой психологического созревания, психическим инфантилизмом.
Если пристальней вглядеться в любого, то почти в каждом можно найти черты различных типов реагирования, которые причудливо и не всегда логично сочетаются. В реальной жизни в каждом они создают неповторимую мозаику. Как нет одинаково опыта развития и идентичного строения головного мозга, так и нет одинаковых характеров.
В любом случае, нужно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку, ведь все люди уникальны и то, что подходит одному, может совершенно не подходить другому. Никогда нельзя забывать, что ребенка нужно любить таким, какой он есть и принимать маленького человека со всему его недостатками и особенностями.