Новые поправки в законопроекте об образовании
Недавно в Общественной палате внесли несколько поправок законопроект, касающийся отечественного образования. Одна из идей заключалась во введении обязательного нижнего порога по баллам, полученным по результатам ЕГЭ для абитуриентов, стремящихся поступить на бюджетные места. Помимо этого планировалось запретить аттестации дошкольников и платные занятия преподавателей с учениками. Всего Общественной палатой было принято решение о внесении 20 поправок в существующие законы.
Некоторые эксперты предложили идеи о возможном введении минимальных баллов, с которыми абитуриенты будут зачисляться в ВУЗы. Ректор ВШЭ заявил, что болезнь современного высшего образования заключается в том, что многие школьники плохо разбираются в профильных предметах и зачастую просто не могут доучиться в ВУЗах из-за низкого уровня знаний.
В одной из поправок к законопроектам предлагалось ввести минимальный балл в 50-55 баллов, чтобы ВУЗы не могли принимать абитуриентов с низшими баллами даже при наличии свободных мест. Высшим учебным заведениям подобное нововведение невыгодно, потому что от количества студентов зависит величина государственного финансирования. Стремление набрать «лишних» студентов, имевших очень низкие баллы, зачастую приводило к довольно низкому среднему уровню подготовки специалистов и снижению репутации ВУЗа.
Авторы поправок мотивировали свое решение тем, что благодаря нововведениям удастся высвободить до 30 млрд. рублей, которые раньше тратились на обучение тех самых «двоечников». По мнению членов Общественной палаты, в будущем можно будет повысить оклады преподавателям, больше внимания уделить малообеспеченным студентам.
Предлагалось внести запрет на платные занятия преподавателей с учениками. Ярослав Кузьминов отметил, что данное явление лишь способствовало вымогательствам и даче взяток. Поправка не касалась официальных платных занятий, например, на которых изучался еще один иностранный язык. Ярослав отметил, что подобное нововведение предлагалось воплотить в жизнь уже давно, но оно никак не доходило до итоговых текстов законопроектов.
Эксперты также выступали против промежуточной аттестации для дошкольников. Ранее аттестация выступала критерием оценки эффективности работы учреждения, а на деле выливалась в формальную гонку за цифрами, наносился ущерб детской психике. На повестке дня стояло и предложение о введении независимой итоговой аттестации для выпускающихся специалистов, результаты которой реально влияли бы на возможность продления лицензии университета.