Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность – важный этап подготовки к школе
Под интеллектуальной готовностью подразумевается пройденный этап подготовки, который помог сформировать ребенку определенный кругозор и запас начальных знаний, научил понимать и представлять действие некоторых закономерностей.
В результате пройденной подготовки должна быть хорошо развита любознательность, которая лежит в основе работы всего интеллекта.
Ребенку должно быть интересно узнавать что-то новое, в противном случае занятия в школе будут для него малозначимы, а показатели успеваемости очень низкими.
Интеллектуально готовый к занятиям ребенок должен иметь высокий уровень сенсорного развития, обладать хорошей памятью, иметь развитое образное представление и четкую речь.
Социальные стороны интеллектуальной готовности ребенка
К перечню таких знаний, определяющих социальную сторону подготовки для детей в возрасте 6-7 лет, относятся:
- знания о месте проживания – город, адрес, в идеальном варианте – номер телефона родителей или домашний;
- информация о ближайшем социальном окружении – имя и отчество родителей, своих близких, а также их место работы и профессия;
- ориентация в календарном цикле – различие времен года и знание их последовательности и признаков, знание дней недели и месяцев;
- знания об окружающем мире – базовые знания основных видов деревьев, животных, растений и птиц, которые окружают ребенка;
- хорошо развитая для своего возраста пространственно-временная ориентация.
Всего этого можно добиться по мере прогулок и наблюдений, во время которых родители должны достаточно времени и внимания уделять окружающей среде и воспитанию ребенка.
За счет наблюдений за природой и событиями, происходящими в жизни, у детей формируется логическое мышление, они учатся находить пространственно- временные отношения и причинно-следственные связи. С ходом времени дети должны научиться делать выводы и уметь обобщать полученные знания.
Что должен знать интеллектуально подготовленный к школе ребенок?
Итак, ребенок должен:
- знать о своем быте и семье;
- иметь информацию об окружающем мире и уметь ею пользоваться;
- четко высказывать свои мысли и делать выводы;
- воспринимать информацию, задавать по ней вопросы;
- определять цель наблюдения и осуществлять его;
- устанавливать основные признаки предметов, явлений – подвергать их систематизации.
При формировании этого запаса знаний родителям необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста, эти навыки проявляются стихийно, поэтому неправильно полагать, что их наставлений не потребуется.
Ребенку необходимо специальное обучение, чтобы запас знаний формировался под руководством старшего человека, поскольку все сведения, которые он получает, разрозненны и не всегда составляют целую картину. К тому же, есть вероятность, что основываясь на смысловой нагрузке определенного события, полученные в его результате знания – закрепятся и будут единственно правильными.
Не стоит и забывать о том, что даже при доступности простых логических форм мышления для детей 6-7 лет, они не являются для них характерными. Так как дети пользуются образным мышлением, опирающимся на действия предметного характера, а также легко воспринимают их замещение чертежами и схемами, моделями.
Базовые умения – результат интеллектуальной готовности к школе
Одно из базовых умений – это умение определить учебную задачу. Для его формирования необходимо, чтобы ребенок обладал способностью удивляться и готов был искать основные черты сходства и различия предметов, а также их свойств.
Познавательные нужды ребенка должны быть в полной мере замечены и охвачены. Ему необходимо обеспечить своего рода пищу для ума, чтобы навык его мыслительной деятельности развивался. Для этого необходимо ставить перед ним определенные для его возраста задачи, дать ему начальные знания об окружающем мире.
Родители часто допускают ошибку, рассказывая детям о том, чего они не могут себе представить и понять, это может быть как устройство лунохода, так и принцип действия двигателя автомобиля. Что в результате приводит к появлению так называемого всезнайки, который не имеет представления о тех вещах, о которых он говорит. И это неправильно, потому что для детей важно не только иметь знания, но и умение их применять, устанавливать зависимость следствий и их причин. Это важнейшие базовые навыки для ребенка, который собирается в школу.
Интеллектуальная готовность – сенсорное развитие ребенка
Сенсорно развитый ребенок должен владеть элементарными способами исследования предметов. Иначе его будут преследовать систематические неудачи во время обучения, начиная от отсутствия ориентации в тетради и неправильного определения геометрических фигур, если меняется их положение, вплоть до чтения с обратной стороны и неправильного счета.
К одним из обязательных сторон сенсорного восприятия относятся желание знать новое и проявление интереса к новым событиям и явлениям.
Психические процессы ребенка тоже должны быть сопутствующими его возрасту, он должен уметь сосредотачиваться на выполнении различных задач – например, на том же правописании букв.
Кроме того, у ребенка должна быть развита речь, сенсорное восприятие для которой имеет немало значения, так как большинство слов и их произношение воспринимаются именно на слух.
Звуковая культура речи ребенка включает в себя как эмоциональную сторону и умение говорить с определенной интонацией, так и само произношение звуков, которое должно быть достаточно четким. Очень важно, чтобы у ребенка был развит фонематический слух. В противном случае вместо слов «рыба» и «лев» получатся – «лыба» и «рев». Это же приведет и к ошибкам в грамматике, пропуску слов во время письма.
Невыразительная монотонная речь или говорение себе под нос станут причиной не запоминания знаков препинания и плохому усвоению и чтению стихов.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе представляет собой совокупность целого ряда умений, навыков и факторов, которые формируют базовые представления ребенка об окружающем мире.
Очень важно, чтобы у него были развитые восприятие, память и мышление, которые бы позволили ему наблюдать изучаемые явления и предметы, выделять их существенные особенности, делать свои собственные выводы и строить цепочку рассуждений.
Поэтому не стоит пренебрегать своими родительскими обязанностями и полагать, что интеллектуальная подготовка ребенка к школе – это его персональный самостоятельный процесс.