Готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школе складывается из нескольких составляющих. Это интеллектуальная, социальная, психологическая и физическая готовности. Для успешного начала учебы в школе, ребенок должен быть готов к этому по всем показателям.
Для ребенка очень важно умственное развитие к моменту, когда он начнет учиться в школе. Но не стоит расценивать словарный запас ребенка как интеллектуальное развитие. Сегодня условия жизни таковы, что дети моментально впитывают большое количество новых слов, словосочетаний и выражений. Но это далеко от понятия развитого мышления. Нет зависимости количества используемых выражений и развитости интеллекта.
О развитом мышлении говорит готовность ребенка к самостоятельному сравнению, выводам и анализам.
Педагоги говорят о том, что ребенок в возрасте 6 лет должен обращать внимание на то, как взаимодействуют предметы и среда, зависимость формы предметов и их функцией. Но такие способности интеллекта могут быть развиты только в том случае, если с ним регулярно проводятся занятия.
Обычно для дошкольника нормально, если он все время задает вопросы. Он должен быть любознателен в таком возрасте.
Но иногда у детей случается угасание любознательности в начальной школе. Из-за такой пассивности ребенка начинают считать отстающим. Всему виной то, что родители игнорируют вопросы ребенка, а на них нужно отвечать. Необходимо давать ребенку больше внимания, так вы сможете поддержать интерес к узнаванию нового. Ему будет проще учиться потом.
Нужно вместе с ребенком развивать его способности. Нельзя давать ему готовые знания, просто контролировать, когда он находит новые свойства предметов, замечает их различия и сходства. Так он учится правильно ориентироваться в окружающем мире и осмысливает новую информацию.
Когда ребенок достигает 6-7 лет, то он уже должен хорошо знать свой домашний адрес, город и страну, в которой он живет, полные имена его родителей, кем они работают и где, еще важно понимание, что дедушка или бабушка – это чьи-то папа или мама (его родителей). Важным показателем является знание о последовательности пор года и их особенностях. Ребенок должен знать названия месяцев, дней недели и нынешний год. Кроме того, должны быть знания о названиях цветов, деревьев, понимание различия между домашними и дикими животными.
Для ребенка, который собирается в школу, должно быть понятно понятие времени и пространства. Причем все эти знания он должен черпать из личного опыта. Если в это время рядом не будет взрослого человека, который способен поддержать ребенка, то все знания у дошкольника будут разбиты на части, у него не будет вырисовываться цельной картины мира. Чтобы понять, правильно ли ребенок воспринимает поведение людей и животных, явления природы, можно расспросить ребенка о только что просмотренном фильме или мультфильме.
Разговаривать с ребенком нужно просто и не затягивать беседу надолго, потому что длинные разговоры приводят к тому, что он просто заскучает. Самое главное – поддержание интереса. Чтобы разжечь любопытство можно использовать наводящие вопросы о различиях между предметами. Например: что легче, мяч или воздушный шар?
Как правило, дети легко находят различия, труднее со сходствами. Для развития этих навыков нужно предложить ребенку объединить в группу какие-либо предметы. Это может быть мебель, продукты. Постепенно усложняя задачу можно предложить ребенку назвать предметы, которые светятся, катятся и т.д.
Если ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу, то просите его рассказать ее вам. Когда вам трудно понять, что он рассказывает, то ребенок сам не понял, о чем была речь.
Лучше исключить просмотр взрослых фильмов, для ребенка такие фильмы непонятны, они будут только засорять его мышление. Не нужно перегружать его знаниями в одном направлении, иначе он не сможет ориентироваться в других вопросах. Это предостережение касается родителей, которые планируют с малых лет растить гения. Лучше не спешить с этим.
Психологическая готовность ребенка
Для ребенка не последнее значение имеет его психологическая готовность к школе. Когда он начнет учиться, к нему начнут предъявлять дополнительные требования, с которыми он прежде не сталкивался. Поэтому он должен быть к ним готов.
Обучение в школе, прежде всего, это напряженная работа. Теперь ребенку предстоит заниматься не только тем, что ему хочется в данный момент. Он должен выполнять требования учителя, школьной программы и режима.
В 6 лет у ребенка формируется воля. Он должен видеть цель перед собой, осознать план своих действий, а затем достичь конечной точки. При этом его не должны останавливать небольшие препятствия и задачи. В конце ребенок должен быть способен оценить результат своей работы. В таком возрасте все происходит без полного осознания происходящего. Эффективность действий можно оценить по времени, за которое ребенок справляется с задачей.
Чтобы укрепить волю ребенка, можно использовать игры. Например, чтобы ребенок выполнил работу по дому без давления, могут превратить квартиру в корабль, космическую ракету или даже больницу. Можно придумывать задания, а ребенок будет их выполнять с интересом и удовольствием. В таком возрасте он уже готов анализировать действия и движения.
Ребенок способен отказаться от игры, для того чтобы ему доверили какое-то серьезное взрослое задание. Очень часто так дети способны побороть страх темноты или перестать плакать при ушибах, потому что так они копируют взрослое поведение. Ребенок развивается в гармоничную личность.
Для ребенка важно формирование познавательной деятельности. Ребенок не должен бояться трудностей и преград. Он не должен сдаваться перед ними, не прибегать к помощи взрослых при каждом удобном случае, а справляться самостоятельно или под контролем родителей. В будущем ребенок сможет управлять своим поведением в стенах школы. Такое поведение ребенка возможно только при партнерских отношениях с родителями.
Социальная готовность ребенка к школе
Этот вид готовности отвечает за то, как ребенок сможет найти контакт с одноклассниками и преподавателями. Даже те дети, которые ходили в детский сад, теперь должны будут привыкнуть к новым людям.
Если ребенок умеет находить общий язык с другими детьми, особенно если они его возраста, действовать в команде и подчиняться, при необходимости, ему будет проще адаптироваться в новом коллективе. Так ему в будущем будет легче учиться в школе.
Ребенок должен дорасти до момента, когда он станет готов к роли школьника, даже если его интеллектуальное развитие уже достигло нужного уровня. Часто случается, что ребенок учится очень неравномерно, он успешен только там, где ему интересно. Все остальные занятия он выполняет неаккуратно и наспех.
Иногда ребенок не хочет идти в школу учиться совершенно. Но это связано с ошибками родителей, они могут запугивать ребенка, что усугубляется детской неуверенностью в себе. Родители должны в ребенке формировать положительное представление об учебе, учителях, школе и книгах.
Личность ребенка должна быть готова к обучению. Родители просто обязаны обучить ребенка тому, как общаться со сверстниками. Обстановка дома должна быть такой, чтобы ребенок был уверен в себе и он хотел идти в школу.
Физическая готовность ребенка к школе
Когда ребенок отправляется в школу, он должен быть готов переносить длительные статические нагрузки. Для любого ребенка движение является естественной потребностью, даже если у него низкая физическая подготовка.
Для ребенка 6 лет норма шагов в день составляет от 1200 до 1500 шагов. Все дети очень разные по своей подвижности, у них отличаются характеры, но для всех очень важно прививать интерес к играм, физическим упражнениям. У ребенка должно возникать желание быть активным на занятиях.
Для дошкольников очень важно, чтобы физические занятия были регулярными. Поэтому в детских садах они проводятся не реже, чем 3 раза в неделю. Это и оздоровительные мероприятия, гимнастика по утрам, минутки разминки и подвижные игры во время прогулок на свежем воздухе.
Если игры наполнены эмоциями, в них есть сюжет и тематическое содержание, то у ребенка остаются впечатления, так пробуждается интерес к творчеству.
Нужно уделять достаточно внимания тому, как дети самостоятельно проявляют двигательную активность. Потому что так видны индивидуальные потребности каждого из детей.
Хорошим показателем того, что ребенок готов к школе является то, что у него развита высокая работоспособность. Она зависит от социальных, биологических и некоторых других аспектов. При развитии физической подготовки к школе нужно учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, способность познавать.
Для ребенка, идущего в школу, очень важен навык сохранять внимание на объекте в течение 25 минут и не отвлекаться. Его умственная подготовка должна позволять работать самостоятельно. Очень важно чтобы ребенок после занятий не был слишком утомлен и при этом был способен усвоить материал программы.
На самом деле, для детей 6-7 лет диапазон работоспособности может быть очень большим. Например, некоторые дошкольники могут проявлять высокую настойчивость, они собраны и могут качественно выполнить большие объемы учебных заданий. Но при этом продуктивность действий на протяжении выполнения упражнений может быть различна. Некоторые дети выкладывают все усилия сразу, после чего продуктивность резко снижается. А некоторые способны сохранить равномерный темп на протяжении всего времени выполнения заданий. Но могут быть кратковременные спады и подъемы активности.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию — это многокомпонентный и важный процесс, подходить к которому надо ответственно. На сайте socialstudies.ru вы сможете найти всю необходимую информацию по этой теме.