Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическое взросление ребенка
Определяющим психологическую готовность к школе фактором является возможность ребенка приспосабливаться к окружающим его условиям и умение систематизировать полученные знания, что, конечно, в большей степени характерно для уровня его интеллектуального развития.
Желание идти в школу напрямую связано с психологическим взрослением ребенка. Он не должен бояться новых открытий и проявлять нежелание идти в школу.
Для многих детей нормой поведения является их осознание своего статуса дошкольника и стремление к новым свершениям, желание учиться, чтобы преодолеть свой статус. Это своего рода отказ ребенка от игровой реальности и шаг на пути к приобщению к миру взрослых.
Большинство детей не хотят оставаться на уровне детского сада, хотя и существуют редкие исключения из этого правила, которые вызваны недостаточным вниманием старших к психологическому становлению своего чада.
Как привлечь внимание ребенка к школе?
Чтобы избежать данного отставания и стимулировать психологическое взросление, а, следовательно, и готовность к школе, необходимо всячески привлекать внимание ребенка к учебному заведению.
Этого можно добиться путем концентрации его внимания на внешних атрибутах учебы.
Современных детей достаточно проблематично заинтересовать учебным процессом, поэтому стоит апеллировать к их статусу в рамках школы, делая акценты на такие проявления взрослости как:
- владение новыми вещами – портфелем, пеналом, тетрадями, цветными карандашами и линейками и так далее;
- внешние моменты учебы – расписание и звонки, переменки, сидение за партой и питание в столовой, что почти как на заводе у взрослых;
- стремление изменить свое положение в обществе – статус школьника, новые знакомства и друзья.
В процессе психологического становления крайне важно уделить внимание уровню волевого развития ребенка, который является индивидуальным для каждого. Это характерная черта всех детей в возрасте 6-7 лет.
Волевое развитие – важный этап психологического становления ребенка
Волевое развитие отвечает за такие важные моменты как:
- самостоятельное принятие решений;
- соподчинение мотивов и координация действий;
- умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации.
Эти факторы – это необходимый фундамент для того, чтобы ребенок, пришедший в первый класс, смог влиться в окружающую его социальную группу и адекватно контактировал с другими детьми. Не менее важны они и для принятия тех требований, что выдвигает школа перед ребенком.
Познавательный процесс – формирование базовых навыков
Познавательные процессы – это еще одна из сторон психологической готовности к школе. Обычно маленьким детям непросто проявлять усидчивость и длительное время концентрировать свое внимание на чем-то, эти черты проявляются в последний период дошкольного возраста.
Зачастую обучение учитывает этот фактор и построено таким образом, чтобы ребенок проявлял познавательную активность постепенно. Но познавательная деятельность детей напрямую зависит от их уровня умственного развития, который формируется на базе поступающих знаний об окружающем его мире.
Формирование понятий, что есть плохо и что есть хорошо, также относится к умственному развитию, хоть и базируется на подсознательном уровне. Очень важно вложить в голову ребенка правильное представление об этих качествах.
Разделение действительности на положительные и отрицательные стороны, оценочные суждения – это необходимый этап становления психологического роста ребенка, который ему придется использовать уже на уровне первого класса.
Владение специальными навыками и базовыми знаниями, вытекающее из интеллектуальной готовности ребенка к школе, тоже играет роль в его психологическом становлении. Хоть в школе учат математике и грамот с самых основ, начальное представление о том, что такое буквы и цифры – закладывается родителями.
Школа только развивает заложенные навыки, поэтому достаточно часто можно встретить специальные подготовительные группы на базе учебных заведений. Они важны не только для дальнейшего процесса обучения, но и важный этап в социализации и психологической подготовке к школе.
Тем не менее, следует помнить, что решающими будут не столько навыки, сколько их психологическая сторона – развитие познавательной деятельности и стремление к ней. Она формируется за счет познавательных интересов, которые проявляются постепенно и достигают необходимого для школы уровня в возрасте 6-7 лет. Для этого необходимо систематическое обучение дошкольников, которое осуществляется на примере жизненных ситуаций и простых задач. Со временем задачи должны отходить от бытового уровня, чтобы ребенок мог переключать свое внимание на абстрактные понятия.
Развитое образное мышление и другие факторы психологической готовности к школе
И в этом немалую значимость имеет развитость образного мышления, которое весьма необходимо в качестве психологической составляющей личности первоклассника. Так, ребенок должен четко определять назначение предмета и сам предмет на базе сенсорно обследованных его характеристик.
Пространственно-временное ориентирование служит ребенку помощником в формировании образного мышления и весьма необходимо для школы, когда его затрагивает выполнение каких-либо обязательств, невозможных без установления этой связи.
Здесь родители сталкиваются с необходимостью развитого мыслительного процесса у своих детей. Ребенок должен уметь делать логические выводы и быть морально готовым к тому, что его суждения будут подвергнуты опровержению или критике со стороны учителя. В противном случае – это приведет к его эмоциональной нестабильности.
И самая главная составная часть психологической готовности к школе – это развитая речь. Без нее ребенок не сможет восприниматься классом серьезно, на фоне других более развитых учеников. Без хорошо развитой речи ребенок также не сможет учиться – он не сможет озвучить правильное название окружающих его явлений и предметов, передавать ход своих мыслей.
Различные дефекты речи у детей – это тревожный сигнал на пути психологической подготовки к школе, которые требуют устранения и находятся на глубинном уровне детского восприятия.
Подводя итог основным фактором готовности ребенка к школе, несложно заметить, что психологическая составляющая – это качества личности ребенка, которые должны быть достаточно развиты для его принятия другими первоклассниками и работниками учебного заведения.
Развитость личности включает в себя не только ее интеллектуальные способности, но и социальную сторону – мотивацию к учебе, желание познавать новое, контактность ребенка с окружающими, усвоение общественных норм и правил поведения. Все эти качества в целом дают ребенку возможность находить общий язык с одногодками и успешно усваивать школьную программу.