Социальная готовность ребенка к школе
Подготавливая ребенка к школе, большинство из нас стремится научить его всем возможным азам школьного обучения – чтению, письму, счету, заучиванию стишков наизусть… Все эти знания ему, безусловно, пригодятся, но готов ли ребенок органично влиться в коллектив класса, приспособиться к обучению в группе и настроиться на принятые в школьном коллективе правила? Эти умения и подразумевают социальную готовность ребенка, которой мы часто забываем уделить внимание перед подготовкой к школе. Многие психологи склоняются к мысли, что эмоционально-волевой компонент в ментальности ребенка формируется, в том числе, в процессе игры, что подтверждают и проведенные ими опросы учителей младших классов.
Какие же тенденции отметили учителя?
- Первоклассники приходят в школу «не наигравшимися»: в их портфелях часто «живут» их любимые игрушки, дети пытаются совместить учебный процесс с игровой деятельностью и подключить к нему не только одноклассников, но и учителя. Проблема такого поведения заключается не в принесении в школу игрушек, а в их превалирующей роли в жизни ребенка, мешающей ему сосредоточиться на занятиях.
- Очень ярким показателем социальной неготовности ребенка к жизни в коллективе является его постоянное стремление быть для учителя первым и единственным. Такие дети с трудом переносят внимание учителя к другим ученикам, они ревностно рвутся к доске или тянут руку и всерьез обижаются, если спросили и поставили оценку не им. Дома такой ребенок может жаловаться на то, что учитель его не любит, оделяет вниманием, из-за чего ему не хочется вообще появляться в школе. Как правило, таким комплексом страдают дети, не посещавшие детский сад, готовившиеся к школе с родителями или репетитором.
- Иногда родители невольно сами провоцируют разочарование ребенка от первых школьных впечатлений, когда в процессе подготовки рисуют ему слишком радужные перспективы. Однако с первого же дня пребывания в школе он может столкнуться с неприятием коллектива класса или с давлением со стороны старших школьников, или с несоответствием учителя его ожиданиям. В конце концов, для него может оказаться новостью то, что он далеко не самый лучший в классе, как уверяла мама. Все эти моменты нужно продумать и проиграть во время психологической подготовки ребенка к школе.
- Другой крайностью является негативная установка родителей на перемены в жизни школьника: «гуляй-гуляй, в школе не до гуляний будет», «пиши-пиши, а то двоечником будешь, засмеют» и тому подобные «житейские мудрости» родителей иногда прочно укрепляются в детском сознании и формируют принципиально негативное отношение к школе.
Какую же модель подготовки к социальной адаптации ребенка в школе можно считать оптимальной?
Игры приносят пользу и для формирования воображения (когда для обустройства «дома» приходится сдвигать стулья, накрывать их коробками или мастерить из них «космические аппараты»), творческого подхода к решению задач, развития моторики и координации движений. Учась общению без присутствия взрослых, особенно в процессе игры, дети приобретают навыки разрешения спорных ситуаций, нестандартного подхода к той или иной проблеме, учатся уступать или находить компромиссы («Давай сейчас я мама, а потом – ты»).
Получается, умению играть с другими детьми ребенка тоже нужно научить, и лучше всего это удается в условиях дошкольного учреждения, там всегда найдутся товарищи для игр. А домашнему ребенку, особенно единственному или имеющему брата или сестру, но с большой разницей в возрасте (7 лет и более), трудно найти подходящую компанию. Не заменят постоянных «друзей по песочнице» и посетители детских центров досуга, играми и развлечениями которых руководят аниматоры. Как показывает практика, стоит взрослому из такой компании отлучиться, как собранные вместе дети теряются, не знают, чем заняться и во что играть.
Что же делать, если ваш домашний ребенок в самом деле играть с другими детьми не умеет?