Развитие речи детей в раннем возрасте
Речь – одна из важных факторов для каждого человека. При помощи слов передаётся человеческая мысль. Это форма общения людей между собой, познание природы и окружения без непосредственного соприкосновения. Если хорошо работает мышление, нервная система, мозг, слуховой и речевой аппараты, то значит, что ребенок полностью адаптируется в обществе и станет полноценной его ячейкой. Поэтому необходимо наблюдать за своим чадом с самого его рождения и непосредственно при выявлении каких-либо отклонений в развитии речи незамедлительно обратиться к специалистам.
В первый год жизни малыш начинает произносить некоторые слоги и элементарные слова. Самое простое – это «мама», «папа», «баба», «дай».
Развитие речи детей в раннем возрасте напрямую связано с нервными окончаниями на кончиках пальцев, для этого необходимо развить мелкую моторику:
- перебирать крупы;
- трогать пришитые пуговицы;
- рисовать красками при помощи пальцев;
- лепить из теста и пластилина;
- собирать пазлы и конструктор.
Изучайте с крохой яркие и занимательные иллюстрации, картинки и фото. С их помощью он запомнит названия предметов, которые встречаются в окружающем его мире. Следовательно, в ближайшее время начнет узнавать их, а также независимо от цвета, формы, величины будет пытаться произносить их названия.
На втором году жизни его память не такая кратковременная, поэтому начните в 1,5 года разучивать рифмованные четверостишья, показывайте буквы (для этого приобретите азбуку с яркими картинками, желательно с картонными страницами, чтобы малыш сам переворачивал страницы). Некоторые дети к двум годам изъясняются довольно внятно и понятно небольшими фразами из двух-трёх слов, а есть такие, которые ничего не хотят говорить. Особо не тревожьтесь, но будьте бдительны! Просто у некоторых детей мышление начинает работать позже, но это не значит, что у ребенка отстаёт развитие речи. Главное, чтобы он что-то гулил, произносил элементарные слова.
К трем годам жизни малыш должен знать и различать:
- элементарные фигуры;
- основные цвета;
- диких и домашних животных.
Должен понимать обобщенные слова: например, яблоко, груша и вишня – это фрукты.
Читайте с ним книги (сказки, стихотворения, загадки), играйте в пальчиковые игры (пусть ребенок изобразит то, как идет коза рогатая) и в дразнилки (изображайте, например, как цокает лошадь; покажите, у кого длиннее язык). Пойте вместе песни. Все эти упражнения помогут развить память, речь и мышление.
Важно! Будьте внимательны к своему чаду, а если всё-таки не справитесь, то обратитесь к логопеду — он вам обязательно поможет.