Как определить, готов ли ребенок к школе
Школьные годы считаются наиболее прекрасными, светлыми и увлекательными. Так оно и есть, ведь ребенок еще не успел, как говорится, познакомится с плохими компаниями, опытом, привычками. Каждый день он открывает для себя что-то новое – неизведанное. Имеется в виду не только материалы школьной программы, но, например, чувства – первая любовь, лучшие друзья и, кстати, враги. Каждый из нас не зависимо от оставшихся впечатлений имеет несколько незабываемых историй школьных лет. Но прежде, чем вступить в этот новый обучающий мир, ребенок должен тщательно подготовиться.
И, как оказывается, под словом «подготовка» вовсе не имеется ввиду знание букв, цифр или умение писать. Говорится о моральной и психологической готовности, то чего не добиться зубрешкой или природным талантом.
Что это значит?
Итак, выяснили, что готовность вашего чада к школьному обучение не подразумевает показатели развитости, это его уровень психофизиологии. И фраза «готов к школе» правильней бы звучала, как «готов к обучению». А вот готовность к обучению характеризуется следующими в себе составляющими:
- Мотивация, а именно желание ребенка учиться в школе.
- Эмоционально-волевое созревание, достаточный интеллектуальный уровень, то есть возможность дошкольника стать школьником.
Иногда даже самим родителям не понятно, как ребенок может хотеть пойти в школу. Они, по всей видимости, исходят из собственного опыта и воспоминаний. Которых у ребенка, к счастью, еще нет. Школа для него — это новый мир, полный увлекательного и неизведанного. Впрочем, так дошкольник будет думать, если его понимание о школьном образовании правильно втолкуют родители.
Помимо этого, к семи годам ребенок начинает стремиться к знаниям по природе своей, познания становятся первоочередным смыслом жизни, если так хотите. Плюс ко всему, дошкольника подстегивает необузданное желание стать взрослее. Ведь с поступление в среднее учебное заведение он займет новую нишу в нашем обществе. Дошкольник это понимает, пусть и на своем уровне восприятия. И даже не благодаря родительскому влиянию, такое желание приходит к нему от сверстников, их братьев и сестер, фильмов и мультфильмов и так далее и тому подобное. При этом родители могут и неправильно влиять на школьный образ, вспоминая его негативные черты. И что еще хуже – пугая ребенка и настораживая обучением.
Поэтому определяя достоинства школьного обучения для своего малыша учитывайте, что:
- Ребенок, который видит достоинства в играх на переменах – далек от правильного восприятия.
- Тот дошкольник, который ждет новых друзей и общения – уже ближе по своей моральной подготовленности.
- А дети, которые четко определяют для себя посещение школы для познаний и приобретения новых опытов, навыков имеют правильно сформированную осознанность.
Конечно же, в практике педагогов существуют и случаи, в которых ребенок вообще не в курсе, что такое школа, что в ней придется делать. Этот факт говорит о совершенной неподготовленности, даже некой отрезанности дошкольника от реального мира.
Эмоционально-волевое созревание. Дети, как, впрочем, и родители, должны понимать, что школа – это не комплекс развлечений. Это ежедневные усилия и труд, который придется выполнять их выросшему малышу. Педагог не в силах перевести занятия в игровую форму. От него этого и не требуется. Скорее родители постепенно, начиная уже с 4-х лет должны прививать ребенку навык обязательств, выполнения заданий. Ребенок должен знать, что в жизни есть не только собственное «хочу», но и слово «надо». Приводите дошкольнику собственные примеры, примеры родных и близких, возможно следует рассказать о некоторых рабочих моментах, где работать надо «потому что», а не развлечения ради! Зрелость вашего ребенка в эмоционально-волевом развитии характеризуется именно этим пониманием, а также способностью концентрировать внимание и удерживать его на протяжении 30 минут.
Дошкольник должен уметь придерживаться правил. В помощь такому пониманию придутся, как ни странно игры – шахматы, шашки. То есть принцип выполнения определенных правил, чтобы достичь успеха, одержать победу. Умение проигрывать – тоже немаловажное понятие для малыша. Иначе его учеба может перерасти в один сплошной стресс.
И еще, на что следует обратить внимание – это замкнутость или наоборот – общительность малыша. Данное поведение определяет социальный интеллект. Ребенок должен быть самостоятельным относительно своего возраста, конечно. Если дошкольник не посещает детский сад, родителям будет значительно сложнее научить его работать в коллективе, считаться с ним, решать конфликтные ситуации. Помимо всего прочего, только негативно скажется влияние чрезмерного опекунства. Ребенок к школьным годам должен хотя бы немного помогать родителям по дому, выполнять определенные обязательства дабы не попасть в группу риска неприспособленных «отшельников».
Ум — не показатель
Регулярные занятия с дошкольником, втолковывание ему определенных знаний не говорит о том, что с этим багажом его ждет успех за школьной партой. Ребенок должен уметь применять полученную информацию, использовать ее по назначению, развиваться. В противном случае, к моменту, когда запасы дошкольного образования иссякнут, ребенок не сможет двигаться дальше. Он не сможет осваивать новый материла, не будет понимать, что с ним делать. Желание познавать новое, с интересом и увлеченностью впитывать школьный материал скорее сделают из отстающего на первых парах первоклашки успешного отличника.
Ребенок должен уметь осмысливать полученную информацию. Для начала слушать и пересказывать, находить связи между услышанным или увиденным, уметь запоминать. И, в конце концов, иметь развитую моторику пальцев. В первом классе ему предстоит много писать.
Чтобы помочь будущему школьнику
- Для начала сформируйте у малыша правильный положительный образ школы. Пусть он считает, что станет здесь взрослее, умнее. Узнает то, что знают только большие дети и так далее.
- Можете провести экскурсию малыша в школьные стены. Для такой прогулки, конечно, лучше выбрать наиболее интересный из дней. Например, в день открытых дверей или, когда школа кипит каким-то интересным событием – олимпиада, 1-е сентября.
- Тренируйте дисциплину заранее. Ребенок должен уметь вставать по будильнику, самостоятельно умываться, заправлять кровать, чистить зубы, собирать необходимые вещи.
- Попробуйте поиграть с малышом в школьный урок. Меняйтесь местами: вы учитель, он — ученик и наоборот.
- Установите дома, если таковых не было ранее, определенные правила, которых ребенок должен придерживаться. Играйте игры с наличием этих самых правил и учите его достойно, как говорится, проигрывать.
- Общайтесь с малышом. Разговаривайте обо всем. Пусть он учится излагать собственные мысли, выражать положительные впечатления и отрицательные. Побольше читайте ребенку и просите его пересказывать сюжет.
- Заранее позаботьтесь о здоровье и физической развитости вашего дошкольника. Известно, что физически крепкому ребенку легче даются и моральные или психологические нагрузки.
Проверяющий тест
Удостоверится в подготовленности вашего ребенка к школьному обучению поможет следующее тестовое задание для родителей. Отвечайте на вопросы только «да» или «нет»!
- Ваш ребенок хочет посещать школу?
- Вызывает ли у малыша положительный эффект возможность познаний, освоения нового?
- Умеет ли дошкольник концентрироваться на определенно занятии на протяжении получаса. Например, сидеть рисовать или собирать конструктор?
- Ваш малыш не боится чужих, посторонних людей, общается ли с ними с радостью?
- Может ли дошкольник выражать увиденное на картинках в слова, сочинять рассказ согласно этим самым картинкам, не меньше 5-ти предложений?
- Умеет ли рассказывать стишки, выучивает ли их?
- Различает ли ребенок множественные и одинарные существительные?
- Умеет ли читать, по по слогам?
- Сможет ли малыш досчитать до десяти, а после развернуться проделать счет в обратном порядке?
- Понимает ли и решает ли элементарные задачи на сложение или вычитание единицы?
- Его рука адаптирована к рисованию или письму, умеет ли он вообще держать ручку в руках?
- Он с удовольствие рисует и раскрашивает?
- Получаются ли у вашего дошкольника аппликации, сможет ли он правильно вырезать и клеить?
- Собирает ли он простые пазлы из 5-6 кусочков?
- Угадывает ли он одомашненных или диких животных, называет ли их правильными названиями?
- Понимает ли ребенок обобщенные понятия предметов: кепка, шапка, бандана – головные уборы?
- Умеет ли малыш заниматься своими играми или другими занятиями самостоятельно?
- Различает ли правила поведения, выполняет ли задания?
Итак, если вы набрали 9 и меньше положительных ответов, то ваш ребенок совершенно не готов к школьным занятиям. Вам следует обратить внимание на развитие малыша и обратиться к специалистам – квалифицированным педагогам, воспитателям, руководителям детских кружков и так далее.
От 10 до 14 ответов «да» говоря о том, что малыш находится на правильном пути развития. Но те вопросы, на которые вам пришлось ответить отрицательно следует подтянуть!
15-18 положительных ответов позволяют отправляться в магазин за тетрадями и ручками. Ваш ребенок подготовлен полностью!