Главная » Подготовка ребенка к школе » Как определить, готов ли ребенок к школе

Как определить, готов ли ребенок к школе

06 Февраль 2015

Как определить, готов ли ребенок к школе

Школьные годы считаются наиболее прекрасными, светлыми и увлекательными. Так оно и есть, ведь ребенок еще не успел, как говорится, познакомится с плохими компаниями, опытом, привычками. Каждый день он открывает для себя что-то новое – неизведанное. Имеется в виду не только материалы школьной программы, но, например, чувства – первая любовь, лучшие друзья и, кстати, враги. Каждый из нас не зависимо от оставшихся впечатлений имеет несколько незабываемых историй школьных лет. Но прежде, чем вступить в этот новый обучающий мир, ребенок должен тщательно подготовиться.

И, как оказывается, под словом «подготовка» вовсе не имеется ввиду знание букв, цифр или умение писать. Говорится о моральной и психологической готовности, то чего не добиться зубрешкой или природным талантом.

Что это значит?

Итак, выяснили, что готовность вашего чада к школьному обучение не подразумевает показатели развитости, это его уровень психофизиологии. И фраза «готов к школе» правильней бы звучала, как «готов к обучению». А вот готовность к обучению характеризуется следующими в себе составляющими:

  • Мотивация, а именно желание ребенка учиться в школе.
  • Эмоционально-волевое созревание, достаточный интеллектуальный уровень, то есть возможность дошкольника стать школьником.

Иногда даже самим родителям не понятно, как ребенок может хотеть пойти в школу. Они, по всей видимости, исходят из собственного опыта и воспоминаний. Которых у ребенка, к счастью, еще нет. Школа для него — это новый мир, полный увлекательного и неизведанного. Впрочем, так дошкольник будет думать, если его понимание о школьном образовании правильно втолкуют родители.

Помимо этого, к семи годам ребенок начинает стремиться к знаниям по природе своей, познания становятся первоочередным смыслом жизни, если так хотите. Плюс ко всему, дошкольника подстегивает необузданное желание стать взрослее. Ведь с поступление в среднее учебное заведение он займет новую нишу в нашем обществе. Дошкольник это понимает, пусть и на своем уровне восприятия. И даже не благодаря родительскому влиянию, такое желание приходит к нему от сверстников, их братьев и сестер, фильмов и мультфильмов и так далее и тому подобное. При этом родители могут и неправильно влиять на школьный образ, вспоминая его негативные черты. И что еще хуже – пугая ребенка и настораживая обучением.

Поэтому определяя достоинства школьного обучения для своего малыша учитывайте, что:

  • Ребенок, который видит достоинства в играх на переменах – далек от правильного восприятия.
  • Тот дошкольник, который ждет новых друзей и общения – уже ближе по своей моральной подготовленности.
  • А дети, которые четко определяют для себя посещение школы для познаний и приобретения новых опытов, навыков имеют правильно сформированную осознанность.

Конечно же, в практике педагогов существуют и случаи, в которых ребенок вообще не в курсе, что такое школа, что в ней придется делать. Этот факт говорит о совершенной неподготовленности, даже некой отрезанности дошкольника от реального мира.

Эмоционально-волевое созревание. Дети, как, впрочем, и родители, должны понимать, что школа – это не комплекс развлечений. Это ежедневные усилия и труд, который придется выполнять их выросшему малышу. Педагог не в силах перевести занятия в игровую форму. От него этого и не требуется. Скорее родители постепенно, начиная уже с 4-х лет должны прививать ребенку навык обязательств, выполнения заданий. Ребенок должен знать, что в жизни есть не только собственное «хочу», но и слово «надо». Приводите дошкольнику собственные примеры, примеры родных и близких, возможно следует рассказать о некоторых рабочих моментах, где работать надо «потому что», а не развлечения ради! Зрелость вашего ребенка в эмоционально-волевом развитии характеризуется именно этим пониманием, а также способностью концентрировать внимание и удерживать его на протяжении 30 минут.

Дошкольник должен уметь придерживаться правил. В помощь такому пониманию придутся, как ни странно игры – шахматы, шашки. То есть принцип выполнения определенных правил, чтобы достичь успеха, одержать победу. Умение проигрывать – тоже немаловажное понятие для малыша. Иначе его учеба может перерасти в один сплошной стресс.

И еще, на что следует обратить внимание – это замкнутость или наоборот – общительность малыша. Данное поведение определяет социальный интеллект. Ребенок должен быть самостоятельным относительно своего возраста, конечно. Если дошкольник не посещает детский сад, родителям будет значительно сложнее научить его работать в коллективе, считаться с ним, решать конфликтные ситуации. Помимо всего прочего, только негативно скажется влияние чрезмерного опекунства. Ребенок к школьным годам должен хотя бы немного помогать родителям по дому, выполнять определенные обязательства дабы не попасть в группу риска неприспособленных «отшельников».

Ум — не показатель

Как определить, готов ли ребенок к школе

Регулярные занятия с дошкольником, втолковывание ему определенных знаний не говорит о том, что с этим багажом его ждет успех за школьной партой. Ребенок должен уметь применять полученную информацию, использовать ее по назначению, развиваться. В противном случае, к моменту, когда запасы дошкольного образования иссякнут, ребенок не сможет двигаться дальше. Он не сможет осваивать новый материла, не будет понимать, что с ним делать. Желание познавать новое, с интересом и увлеченностью впитывать школьный материал скорее сделают из отстающего на первых парах первоклашки успешного отличника.

Ребенок должен уметь осмысливать полученную информацию. Для начала слушать и пересказывать, находить связи между услышанным или увиденным, уметь запоминать. И, в конце концов, иметь развитую моторику пальцев. В первом классе ему предстоит много писать.

Чтобы помочь будущему школьнику

  • Для начала сформируйте у малыша правильный положительный образ школы. Пусть он считает, что станет здесь взрослее, умнее. Узнает то, что знают только большие дети и так далее.
  • Можете провести экскурсию малыша в школьные стены. Для такой прогулки, конечно, лучше выбрать наиболее интересный из дней. Например, в день открытых дверей или, когда школа кипит каким-то интересным событием – олимпиада, 1-е сентября.
  • Тренируйте дисциплину заранее. Ребенок должен уметь вставать по будильнику, самостоятельно умываться, заправлять кровать, чистить зубы, собирать необходимые вещи.
  • Попробуйте поиграть с малышом в школьный урок. Меняйтесь местами: вы учитель, он — ученик и наоборот.
  • Установите дома, если таковых не было ранее, определенные правила, которых ребенок должен придерживаться. Играйте игры с наличием этих самых правил и учите его достойно, как говорится, проигрывать.
  • Общайтесь с малышом. Разговаривайте обо всем. Пусть он учится излагать собственные мысли, выражать положительные впечатления и отрицательные. Побольше читайте ребенку и просите его пересказывать сюжет.
  • Заранее позаботьтесь о здоровье и физической развитости вашего дошкольника. Известно, что физически крепкому ребенку легче даются и моральные или психологические нагрузки.

  Проверяющий тест

Как определить, готов ли ребенок к школе

Удостоверится в подготовленности вашего ребенка к школьному обучению поможет следующее тестовое задание для родителей. Отвечайте на вопросы только «да» или «нет»!

  1. Ваш ребенок хочет посещать школу?
  2. Вызывает ли у малыша положительный эффект возможность познаний, освоения нового?
  3. Умеет ли дошкольник концентрироваться на определенно занятии на протяжении получаса. Например, сидеть рисовать или собирать конструктор?
  4. Ваш малыш не боится чужих, посторонних людей, общается ли с ними с радостью?
  5. Может ли дошкольник выражать увиденное на картинках в слова, сочинять рассказ согласно этим самым картинкам, не меньше 5-ти предложений?
  6. Умеет ли рассказывать стишки, выучивает ли их?
  7. Различает ли ребенок множественные и одинарные существительные?
  8. Умеет ли читать, по по слогам?
  9. Сможет ли малыш досчитать до десяти, а после развернуться проделать счет в обратном порядке?
  10. Понимает ли и решает ли элементарные задачи на сложение или вычитание единицы?
  11. Его рука адаптирована к рисованию или письму, умеет ли он вообще держать ручку в руках?
  12. Он с удовольствие рисует и раскрашивает?
  13. Получаются ли у вашего дошкольника аппликации, сможет ли он правильно вырезать и клеить?
  14. Собирает ли он простые пазлы из 5-6 кусочков?
  15. Угадывает ли он одомашненных или диких животных, называет ли их правильными названиями?
  16. Понимает ли ребенок обобщенные понятия предметов: кепка, шапка, бандана – головные уборы?
  17. Умеет ли малыш заниматься своими играми или другими занятиями самостоятельно?
  18. Различает ли правила поведения, выполняет ли задания?

Итак, если вы набрали 9 и меньше положительных ответов, то ваш ребенок совершенно не готов к школьным занятиям. Вам следует обратить внимание на развитие малыша и обратиться к специалистам – квалифицированным педагогам, воспитателям, руководителям детских кружков и так далее.

От 10 до 14 ответов «да» говоря о том, что малыш находится на правильном пути развития. Но те вопросы, на которые вам пришлось ответить отрицательно следует подтянуть!

15-18 положительных ответов позволяют отправляться в магазин за тетрадями и ручками. Ваш ребенок подготовлен полностью!

 

Добавить комментарий