Гибкость сознания
Многим детям с СДВГ довольно сложно менять планы, когда они сталкиваются с неудачами. Детям с зачастую необходимо знать, что произойдет в определенный момент жизни. Но проблема в том, что жизнь не настолько предсказуема.
Расписание поможет!
Установленное ежедневное расписание помогает детям с СДВГ подготовиться к предсказуемым рутинным мероприятиям, например поездке от дома к школе. Во время каникул, на выходных, на праздниках и в других особых ситуациях этот порядок нарушается, поэтому возможность развития у детей с СДВГ острого состояния увеличивается. Кроме того, по этой же причине им сложнее перейти от одного вида деятельности к другому.
Здоровым детям обычно достаточно пятиминутного интервала, чтобы сменить вид деятельности или начать общаться с другим человеком; детям же с СДВГ требуется намного больше времени для подготовки. Многие родители таких детей обнаруживают, что если ребенка не предупредить по крайней мере за 10 минут, то они не смогут переключить внимание.
Поощряйте ребенка находить различные способы разогнать скуку. Вы можете превратить это в игру: пусть ребенок придумывает способы, а вы будете их записывать. Список можно повесить на стену в его комнате, и, когда малышу будет нечем заняться, он всегда сможет воспользоваться подсказкой. Кроме того, можно сделать коллаж или рисунок того, чем можно заняться, когда скучно, и также повесить на видное место.
Главное – профилактика!
Профилактика всегда лучше лечения. Найдите время и поговорите с ребенком о необходимости уметь приспосабливаться к изменению условий. Помогите ему понять, что значит быть гибким. Будет проще, если вы подберете пример из повседневной жизни, например: «Если ты спросишь, что у нас будет на ужин, я могу дать тебе выбрать. Это не всегда будет жареная курица с картошкой, это может быть и цветная капуста с сыром».
Когда ребенок поймет, что в чем-то может сам контролировать ситуацию, попробуйте объяснить ему, что существует более одного решения, если ему скучно в выходной день. Попробуйте сказать что-то вроде: «Иногда мы можем пойти в зоопарк и посмотреть на животных, но иногда на это нет времени, и тогда ты можешь посидеть и порисовать».
Люди с менее гибким сознанием считают: что они подумали — то и произойдет. Они проигрывают в голове этот воображаемый финал, словно фильм. И когда события не соответствуют их ожиданиям, это подобно катастрофе: словно вы не сможете пойти на премьеру фильма, хотя уже купили платье и туфли для красной дорожки. Если воображаемые и реальные события расходятся, человек чувствует себя расстроенным, злым и сконфуженным.
Будет очень хорошо, если вы составите планы на особые случаи, когда ребенку необходимо проявить гибкость. Например, придумайте развлечения на разные погодные условия. Таким образом, вы будете спрашивать ребенка не «Что мы будем делать на выходных?», а «Что мы будем делать на выходных, если будет дождь?» и «Если будет солнечно, чем займемся?».
Ролевые игры помогут ребенку понять, как он выглядит в глазах других людей, и дадут ему возможность попробовать новые ответы и модели поведения в безопасной обстановке. Достаньте наряды и разыграйте с ребенком сценки. Экспериментируйте, что малыш может сказать другим взрослым или детям в потенциально сложной ситуации.
Давайте ребенку возможность играть за взрослого, а затем меняйтесь ролями. Цель игры — не только дать понять ребенку, что он может говорить окружающим, но и посмотреть, что он может придумать сам. Например, если ребенок по субботам утром играет в футбол, но игру отменяют из-за плохой погоды, вы можете разыграть эту ситуацию. Тогда он может сказать себе: «Ничего страшного, можно поиграть и в другой раз».
«Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем».