Когда… тогда…
Вступить в конфликт с ребенком, страдающим от СДВГ, очень легко. Такие дети легко расстраиваются, если что-то делается не так, как они хотят. Предлагаем вам стратегию для борьбы с конфликтами.
Вместо того чтобы изводить ребенка придирками, когда импульсивности он не сделал или забыл сделать что-либо, используйте правило «когда, тогда».
Не раздувайте конфликт с ребенком, а используйте правило «когда/тогда». Оно даст стимул сделать то, что он делать не хочет или забывает. Например, девочке сложно выполнять домашнее задание. Все время что-то остается недоделанным, она забывает нужные книги в школе, путает указания и поэтому не знает, что ей задали на дом. Это приводит к спорам дома, наказаниям в школе и полнейшему расстройству. Девочка любит кататься на скейтборде, поэтому вы можете заключить сделку: «Когда ты сделаешь всю домашнюю работу, тогда ты можешь пойти». Результат? Ее оценки улучшаются, она больше фокусируется на домашнем задании, умение кататься также улучшается.
Правило «когда/тогда» работает лучше, если использовать его каждый день. В следующий раз, когда вы окажетесь в сложной или невыносимой ситуации, подумайте, можете ли вы превратить команду или жалобу в предложение «когда/тогда». Произносите его максимально спокойным голосом и посмотрите, что получится.
Или, скажем, сын бросает пальто на пол, когда приходит из школы, и мчится в гостиную, чтобы включить телевизор. Вам надоело видеть его пальто валяющимся на полу и напоминать об этом. Практически каждый день происходят споры с хлопаньем дверями и слезами. Это может прекратиться, если вы примените правило «когда/тогда»: «Когда ты повесишь пальто на вешалку, тогда ты можешь посмотреть телевизор».
Сначала сын, привыкший к крикам матери, будет удивлен вашим спокойным отношением и не поймет, что происходит. Затем он будет вешать пальто, включать телевизор, а через три недели ему даже не понадобятся напоминания. Вы можете использовать правило «когда/тогда» во многих ситуациях, например: «Когда почистишь ботики, тогда сможешь пойти на улицу».
Подумайте, когда вы можете применить это правило… «Когда причешешь волосы, тогда сможешь прийти поужинать», «Когда примешь ванну и будешь готов спать, тогда мы вместе почитаем сказку». Используйте правило в качестве альтернативы отказу или упрекам. Дети с СДВГ часто не могут правильно выстроить последовательность действий, выполнить правильно приказ или задание. Правило научит их расставлять приоритеты.
Когда вы пользуетесь этим приемом, не забывайте говорить слова «когда» и «тогда». Это волшебные слова:
- «Когда ты почистишь зубы, тогда мы поедем к бабушке».
- «Когда ты доешь, тогда мы пойдем в кино».
Прежде чем давать приказ типа «когда/тогда», убедитесь, что ребенок внимательно вас слушает. Посмотрите ему в глаза и будьте готовы даже опуститься на пол, чтобы сделать это. Этим вы покажете свою заинтересованность, и у вас появится возможность поймать ускользающее внимание ребенка на достаточно долгое время, чтобы успеть применить правило «когда/тогда».
Говорите нейтральным тоном. Смените тон от «Как ты вообще можешь думать о телевизоре, когда твоя мать закопалась в этих тарелках?» на более миролюбивый: «Когда посуда будет вымыта, тогда мы вместе посмотрим. Если вы будете слишком строги или раздражены, у вас все получится плохо. Вы же знаете, повелительный тон заставляет ребенка (да и взрослых) бунтовать.