Учимся у Вредины
Веселый подход может стать лучшим способом подойти к СДВГ серьезно. Чувство юмора — наполовину выигранная битва против плохого поведения.
Может показаться несмешным, но, если дать ребенку прозвище, например вредина, это поможет предотвратить поведение, которое доводит взрослых. В своей книге «Веселый подход к серьезным проблемам» авторы описывают встречу Дина с девятилетним мальчиком Леоном. Эти три врача считают, что при помощи несерьезных приемов необходимо выдвигать на первое место творческие решения проблемы, придуманные ребенком.
Как и многие семьи, воспитывающие ребенка с СДВГ, семья Леона была доведена до отчаяния отсутствием у него чувства самоконтроля. Он отвлекал других детей на занятиях в школе и часто попадал в неприятности. Дин дал Леона кличку Вредина и помог Леону и его семье составить список типов поведения, которые были неприемлемы в рамках дружбы с другими детьми и школьной жизни мальчика.
Оказалось, что у Леона есть особенный талант придумывать игры. Ему нравилось изобретать их, у мальчика было живое воображение. Дин спросил Леона, пытался ли тот когда-либо использовать свой талант, чтобы попытаться перехитрить Вредину, чтобы он не ставил его в неловкое положение.
Леон принял вызов и решил вплотную заняться Врединой. Получилось вот что. Он нарисовал себя в классе: это были концентрические круги, начиная от рамок класса и заканчивая игровой площадкой. Если Вредина побеждала Леона в классе, она получала 10 очков, а Леон — 0, но если верх одерживал Леон при помощи приемов успокоения, то он получал все больше и больше очков, загоняя Вредину туда, где ей было место, — на игровую площадку. Леон шел к победе.
Порицание и чувство стыда из-за СДВГ может оказывать парализующий эффект. В следующий раз, когда будете разговаривать с ребенком, постарайтесь СДВГ в своей речи. Например, вместо того чтобы говорить «Что ты такого сделал, из-за чего все твои друзья ушли?», скажите: «Как (кличка) мешает тебе играть с друзьями?»
Уверена, что вы согласитесь — это элегантное решение. Не каждый ребенок сможет придумывать игры, как это делал Леон, но существует множество вариантов этого приема, которые можно применить к вашему ребенку. Придумывание расстройству клички типа Вредина называется экстернализацией (внешним направлением).
Цель экстернализации — помочь детям понять, что они и их заболевание — это не одно и то же. Разделение ребенка и его проблемы — прекрасный способ мотивировать больного СДВГ принять на себя ответственность и встретить трудности лицом к лицу.
Чтобы экстернализировать СДВГ, вы можете немедленно сделать две вещи:
- Рассмотреть этот вопрос и поговорить об этом с ребенком, как о заболевании.
- Попросить ребенка придумать болезни кличку.
Когда вы дадите СДВГ кличку и определите его характер, вы можете начинать в игровой форме исследовать отношения семьи и заболевания. Сколько ему лет? Давно ли оно живет с вами? Что можно сделать, чтобы не пускать его на порог? Это также поможет вам провести различия между двумя понятиями: ребенок, которого можно охарактеризовать как «гиперактивный», и ребенок, живущий с монстром по имени СДВГ, которого вы пытаетесь приручить.
Вот несколько вопросов, которые вы можете задать, когда придумаете заболеванию кличку:
- Что (кличка) заставляет тебя чувствовать?
- Мешает ли он заводить друзей?
- Втягивает ли в неприятности в школе?
- Мешает ли взаимоотношениям с родственниками дома?
- Пытался ли он помешать тебе поехать в летний лагерь?
Это всего лишь несколько вопросов, которые вы можете задать. Когда найдете на них ответы, вполне вероятно, что вы откроете для себя несколько неожиданных моментов. СДВГ никогда не захватывает жизнь ребенка на 100%, поэтому вы увидите пробивающиеся силы.