Кто создает школьные учебники?
А действительно, кто? Наверное, тот, кто сам хорошо разбирается в соответствующем предмете (истории, физике, биологии). И не просто хорошо, а, можно сказать, в совершенстве. Доктор наук, профессор, доцент. И это, скорее всего, правильно, вот только…
Досконально зная свой предмет, всегда ли осознают эти ученые мужи, что учебник для школы и учебник для высшего учебного заведения — это, мягко говоря, немного разные вещи?
Даже не в смысле общего объема научного материала, который там будет размещен, а, скорее, в смысле того, в какой степени доступности будет подан сам материал. А для этого недостаточно одних только научных знаний, нужны еще и знания педагогические. Иными словами, надо понимать, какого уровня и какого качества материал могут усвоить дети того или иного возраста…
Помню, как в самом начале независимого пути Беларуси появились первые республиканские учебники по истории (временные, в мягких бумажных обложках). Я тогда, кроме биологии и химии, преподавал и историю, так как хорошо ее знал… Так вот, на всю жизнь запомнился один из тех «временных» учебников. Это была «История цивилизаций Древнего мира», и авторов там было несколько — точнее, каждый раздел создавал отдельный автор.
Первобытное общество было описано доступно и интересно, Древний Египет и Междуречье — тоже неплохо. Индия, Китай — никаких претензий к авторам…
А как только дошли до Древней Греции…
Этот был какой-то ужас! Все смято — и про мифы, и про религию, и про первобытную общину… И все — таким занудным научным языком! Слишком много и слишком подробно рассказывалось о переворотах в Афинах, тирании Писистрата, захвате власти Клисфеном и его реформах. Когда перешли к греко-персидским войнам, я вздохнул с облегчением, но, как оказалось, преждевременно: в следующих параграфах снова пошли суды, приговоры, перевороты, войны олигархов с демократами. Много фамилий, много цифр…
И все это в огромном количестве вывалено на головы бедолаг-пятиклашек, которые только из начальной школы вышли…
Помню, как одна девочка (круглая отличница, между прочим) со слезами в голосе кричала: «Я уже три раза параграф перечитала и все равно ничего не понятно».
Такая вот была у нас Древняя Греция…
И, что удивительно, пошел следующий раздел, Древний Рим… и снова все стало просто и понятно. И я, и дети вздохнули с облегчением…
Тогда же появились и первые учебники по истории Беларуси (также временные). И снова то же самое!
В учебнике для шестого класса (это о Полоцком и Туровском княжестве, об образовании ВКЛ) столько ненужных подробностей, которые, наверно, только студенты знать должны. Далее — учебник для 7-го класса, просто прекрасный! Легкий, доступный, простым языком написанный, без излишней научности…
Я сначала не мог понять: почему так? А потом дошло!.. Просто многие из уважаемых ученых при написании книги брали за основу свои лекции для студентов и… немного их сокращали. Не упрощали — с учетом возраста тех, для кого и составлялся учебник, а именно сокращали. Вот и получалось что-то, мягко говоря, не совсем понятное…
Мне могут возразить: это было давно, а сейчас тексты учебников истории полностью соответствуют возрастным особенностям учащихся. Не буду спорить, так как историю давно уже не преподавал, а вот что касается биологии…
Не знаю, на какой возраст и на какой уровень знаний учащихся рассчитан, к примеру, современный учебник биологии для 10-го класса, но твердо уверен в том, что студенты соответствующих биологических специальностей могут по нему готовиться к экзаменам. И успешно потом их сдавать. Что же касается учеников десятых классов…
Ну, зачем им, скажите, такое доскональное изучение фотосинтеза? Аж на несколько страниц, с научными подробностями! Да еще такой речью:
«В результате процессов фотолиза внутри тилакоидов формируется избыток протонов — на мембране тилакоида появляется электрохимический потенциал. Если его величина достигает 50 мВ, протоны под действием силы электрического поля начинают проскакивать через каналы фермента АТФ-синтетазы, встроенного в мембрану тилакоида…»
Несколько страниц такого объяснения фотосинтеза! Да тут не всякому студенту по силам усвоить… А что говорить об учениках, многие из которых и не собираются связывать свою жизнь с биологией, тем более с физиологией растений!
А вы думаете, менее подробно объясняется в этом учебнике, например, синтез белка на рибосоме или, скажем, хромосомная теория наследственности? Да и много чего другого…
Не хочу сказать, что уважаемые ученые, создававшие этот учебник, плохо знают свой предмет. А вот как давно они сами работали в школе и работали ли вообще?
И может, все же при создании новых учебников нужно привлекать к этому делу и учителей? Конечно же, лучших из лучших, у которых и категория высшая, и стаж соответствующий… Хотя бы в качестве консультантов…
Геннадий Овласенко.