Проще говоря
У многих детей с СДВГ также возникают проблемы с языком. Некоторые не слушают, прежде чем говорить; другие говорят слишком долго; третьи перескакивают на другую тему, прежде чем закончить предыдущую.
Отвлекаемость обозначает, что ребенок с может слушать длинные инструкции, ему сложно блистать на занятиях и заводить друзей. Но эта идея может ему помочь.
Давайте рассмотрим несколько аспектов, в которых чаще всего возникают проблемы.
Невнятная речь
Дети с СДВГ часто восхищаются чем-либо и хотят сообщить об этом как можно скорее. В результате получается невнятный монолог, который вводит слушателя в смущение и недоумение. Если вам это кажется знакомым, то вы можете сделать следующее:
После того как ребенок сбивчиво рассказал историю, попросите его изобразить события на нескольких листах бумаги и разложить их в нужном порядке.
Помогите ребенку разделить историю на последовательность событий, задавая наводящие вопросы: «Что ты сначала делал на празднике?», «Когда ты пришел в парк развлечений, на каком аттракционе ты прокатился прежде всего?», «Чья идея была пойти на американские горки?», «Что сказали пожарные, когда сняли тебя с разбившегося вагончика американских горок?», «Что произошло затем?».
Когда вы занимаетесь с ребенком готовкой, поговорите о последовательности действий: «Сначала мы вытащим кастрюлю, потом мы откроем банку консервов, и, пока я буду разогревать консервы, я положу хлеб в тостер». Звучит банально, но это дает чувство последовательности и структурности, на которое и будет опираться ребенок.
Карточные игры — прекрасный способ развить в ребенке ответную реакцию, которая так необходима в искусстве разговора. По очереди объясняйте правила, и ребенок разовьет в себе искусство слушать, быть внимательным и научится ждать своей очереди, что в конечном итоге поможет ему говорить более бегло и уместно.
Перескоки и отклонения от темы
Импульсивность — один из признаков СДВГ. Когда говорит ребенок с СДВГ, импульсивность может проявиться несколькими способами. Некоторые дети перескакивают с темы на тему, другие проявляют интерес к чему-либо другому, и такого ребенка легко отвлечь, третьи болтают попусту или уделяют внимание незначительным деталям, отвлекая слушателей. В другой раз ребенок с СДВГ может стать нетерпеливым, влезать в чужой разговор, перебивать говорящих. Если вам это знакомо, вам придутся кстати следующие предложения:
- Выглядите заинтересованной: сохраняйте зрительный контакт, кивайте, голосом показывайте интерес.
- Поощряйте ребенка смотреть вам в глаза. Когда он перестает смотреть на вас и начинает говорить в сторону, уставившись в пространство, мягко спросите его, с кем он разговаривает.
- Помогите ребенку вернуться на тему, которую вы обсуждали. «Мы говорили о скейт-парке. Кто там катался сегодня?»
- Если ребенок влезает в разговор, укажите на это, но постарайтесь сохранять нейтральный тон и не устраивайте драму.
Дети с СДВГ очень часто уделяют внимание ненужным деталям, а главный смысл разговора или упражнения на понимание упускают. Помогите ребенку развить навыки внимания, необходимые, чтобы запомнить нужную часть истории или реплики. Для этого находите время, чтобы обсудить, что произошло в историях, которые вы вместе прочитали, или фильмы, которые вы также вместе посмотрели. Детей более старшего возраста вы можете попросить рассказать главный смысл книги или спектакля.
Многие дети с СДВГ не могут слушать длинные инструкции и в конечном итоге забывают часть из них. Зачастую дети с СДВГ не могут выслушать, прежде чем задавать вопросы, поэтому ситуация ухудшается длинными вопросами или сложными наставлениями. Увеличьте влияние ваших слов, следуя нескольким простым правилам:
- Когда говорите, убедитесь, что нет посторонних шумов, например звука работающего телевизора.
- Если у вас маленький ребенок, опуститесь до уровня его глаз и убедитесь, что он смотрит на вас.
- Составляйте предложения как можно проще: выделяйте только то, что вы хотите сказать.
- Улыбайтесь.
Проверьте, что ребенок понял, что вы сказали, попросив его повторить указания.