Гимнастика для ума
Плохая кратковременная память плохо воздействует на способность читать, считать, сдавать экзамены и вызывает бесконечные ежедневные проблемы: от забытых обедов до забытого домашнего задания.
СДВГ оказывает катастрофическое воздействие на краткосрочную память. Ребенок может вспомнить чей-то день рождения пару лет назад в малейших подробностях, но забыть указания учителя через пару минут.
У детей с СДВГ обычно хорошая долгосрочная, но плохая краткосрочная, то есть рабочая, память. Проблемы с краткосрочной памятью означают, что ребенок будет не успевать в школе, особенно на контрольных работах. Указания забываются, сообщения услышаны наполовину. Именно поэтому ребенок не может запоминать эти указания и держать в голове большую часть рассказанного на уроке материала. Особые проблемы возникают, когда информация подается последовательно, так как у детей с СДВГ наблюдаются проблемы и с усвоением последовательной информации.
Когда ребенок дорастает до того, чтобы пользоваться мобильным телефоном, вы можете при помощи сообщений напоминать ему сделать что-либо: принять лекарство или вернуть книгу в библиотеку. Это хороший способ постоянно поддерживать связь. Но сначала договоритесь с ребенком, что вы будете делать это, иначе вы можете показаться навязчивым.
Существует семь приемов, которые помогут ребенку развить кратковременную память:
Стихи. Это прекрасный способ запоминать блоки информации. Для стихов существует два правила. Стихи, которые придумывает сам ребенок, запоминаются лучше, и чем грубее, тем надежнее.
Мнемоника. Правило грубости применимо и к мнемонике.
Ассоциации. Многие люди хорошо учатся на ассоциациях. Если каждую часть новой информации связывать с тем, что уже известно, у ребенка с СДВГ будет больше шансов запомнить ее. Больше всего ассоциации пригодятся при подготовке к контрольным работам: по возможности лучше готовиться в том классе, где и будет выполняться работа.
Визуальные подсказки. У детей с СДВГ обычно зрительная память развита лучше, чем у здоровых, и вы можете использовать это преимущество. Составьте список того, что ребенку необходимо запомнить, например, что нужно взять с собой в поездку с классом или что необходимо повторить к контрольной работе, а затем помогите создать визуальный образ, который включал бы все перечисленное в списке.
Идея сработает лучше, если картинки будут причудливыми, эксцентричными. В следующий раз, когда пойдете за продуктами, испробуйте эту концепцию. Представьте все, что вам нужно купить. Возможно, это будет буханка хлеба, завернутая в жестяную фольгу, вымазанная кетчупом и плавающая в молоке. Посмотрите, сколько предметов запомнит ребенок, и поощрите его использовать подобный образ в похожих ситуациях. Вы также можете помочь ребенку развить память при помощи большего количества визуальных образов. На видное место поместите еженедельный планировщик и записывайте или рисуйте на нем подсказки.
Записи на руках. Да, выглядит не очень приятно, но многим детям это помогает не выпадать из жизни. Пусть записывают важную информацию, например номера телефонов родителей, на тыльной стороне ладони. Записки могут потеряться, руки же постоянно с собой.
Списки. Поощряйте ребенка составлять списки ключевых понятий, когда он повторяет материал. Попросите его прочесть главу, а затем резюмировать ее в 10 ключевых словах. Каждое слово должно выступать в роли подсказки для вспоминания дальнейшей информации.
Пошаговые инструкции. Это уже для родителей и учителей. Длинные, сложные инструкции и последовательности действий ребенку с СДВГ не помогут. Каждую задачу необходимо разбить на более мелкие действия и выдавать по одному указанию за раз. Таким образом шансы, что ребенок запомнит и будет следовать инструкции, повышаются.