Объясняем последствия
Поведение ребенка с СДВГ изменчиво, как море: сейчас оно спокойное, а через минуту может разразиться шторм. Иногда вы можете заметить шторм еше на горизонте, а иногда поведение меняется практически без предупреждения. Вы можете научиться влиять на поведение ребенка, чтобы оно не угнетало вас.
Далее мы расскажем о нескольких принципах, которые заставят ребенка вести себя хорошо чаще, а плохо — реже. Эти принципы, взятые из школьной психологии, называются бихевиоризм.
Существует несколько типов вмешательства в поведение для детей с СДВГ. Примером интенсивного вмешательства может послужить терапия, которая применялась в исследовании ученых из Национального института психического здоровья (США). Ребенок в течение 8 недель находился в летнем лагере, и на него оказывали воздействие учитель и члены семьи. Врач-консультант работал с учителями, чтобы разработать стратегию по регулированию поведения, которая бы воздействовала на проблемы по поведению в классе и академическую успеваемость. С ребенком в школе в течение 12 недель работал специально обученный человек, который оказывал ему поддержку и поощрял адекватное поведение, нацеленное на выполнение задачи.
При выборе усилителей очень важно подумать, что может послужить ребенку стимулом. Некоторых детей удручает, когда их запирают дома и не пускают играть с друзьями. Другие же будут наслаждаться в одиночестве игрой на компьютере. Потратьте 10 минут, чтобы подумать, что послужит для ребенка стимулом, а затем решите, каким образом вы сможете превратить это в положительный или отрицательный усилитель.
Родители встречались с врачом небольшими группами, чтобы научиться решать проблемы дома и в школе. Цель летнего лагеря состояла в том, чтобы улучшить социальное поведение, академическую успеваемость и спортивные навыки. Совершенно ясно, что у большинства людей не будет возможности обратиться за помощью такого уровня, но вы сами можете с легкостью научиться некоторым приемам.
Специалисты по поведению используют термин «усилить, усилитель», чтобы описать последствия поведения, которые увеличат вероятность, что ребенок опять поведет себя так же. «Наказание» — это последствия, которые снижают вероятность нежелательного поведения.
Также говорят о положительных и отрицательных последствиях. В данном контексте положительный и отрицательный не означает хороший и плохой соответственно, а говорит, было ли что-либо добавлено или убрано. Применение положительных и отрицательных усилителей и называется вмешательством в поведение. Лучше всего использовать смесь усилителей и наказаний, чтобы изменить поведение, причем больший акцент должен уделяться усилителям, а не наказаниям.
Вот несколько примеров. Помните: усиление повышает шансы появления желательного поведения, а наказание снижает шанс возникновения нежелательного поведения.
Добавление чего-либо. Положительное усиление обозначает дать что-либо ребенку, например звездочку, за то, что ребенок спокойно сидел за ужином (звездочка даст ему стимул опять сидеть спокойно). Положительное наказание — это возложить на подростка дополнительные обязанности за то, что он обозвал учителя (дополнительная работа снизит вероятность, что он будет ругаться опять).
Отнятие чего-либо. Отрицательное усиление — позволить ребенку не ложиться спать в обычное время в субботу за то, что он себя хорошо вел весь день (это повысит вероятность, что в следующий раз он будет вести себя так же хорошо). Отрицательное наказание — не отпускать ребенка на улицу за то, что накануне вечером он солгал, сколько домашней работы ему задали (это снизит вероятность того, что он солжет опять).
«Лучший способ себя вести — это не вести себя никак».
Еще один способ покончить с нежелательным поведением — это игнорировать его. Например, ребенок сквернословит и оскорбляет окружающих, если что-то идет не так, как он хочет. Если вы не будете обращать на него внимания, он в конечном итоге остановится, так как не добьется ожидаемой реакции. Игнорирование — отсутствие вашего внимания — это один из видов негативного усиления.
Обычно для детей с СДВГ применяется комбинация подходов, причем иногда одновременно используются лекарственные препараты и приемы бихевиоризма. Лекарственный препарат обычно дает родителям возможность помочь ребенку научиться вести себя более эффективно.