Считаем с ребенком
Если у ребенка есть проблемы с подсчетом денег или очков во время игры, возможно, он страдает от дислексии в области чисел.
Трудно определять время? С трудом запоминается таблица умножения? Проблемы с математикой зачастую идут рука обруку с CДВГ.
Практически у всех детей с СДВГ имеются проблемы с устным счетом. Кроме того, у ребенка могут быть сложности с размерами и пропорциями. Если ребенку сложно подсчитать сдачу в магазине или оценить такие параметры, как температура или расстояние, вероятно, он страдает от дискалькулии.
Для помощи существует множество возможностей. Дис-калькулия — специфическое заболевание, выражающееся в неспособности к математике. Слово «дискалькулия» имеет греческие и латинские корни; оно обозначает «плохо считать»: частица происходит от греческого слова «плохо», а «калькулия» происходит от латинского calculare — считать. Дети с этим заболеванием не могут воспринимать числа на интуитивном уровне, и обычных приемов преподавания им недостаточно, чтобы понимать математические действия.
Детям с дискалькулией сложно понимать размеры, дроби и запоминать порядок чисел. Им также сложно интерпретировать математические символы, и поэтому у детей возникают проблемы со сложением, вычитанием, умножением и делением. У многих детей с СДВГ возникают проблемы с математикой, но не все они страдают от дискалькулии.
Страдает ваш ребенок от дискалькулии или нет, но многим детям с СДВГ сложно запоминать числа, поэтому устный счет дается болезненно. Обычно ребенок с СДВГ учит цифры и считает на пальцах точно так же, как и здоровые дети, но, когда приходится отказаться от пальцев или счетных палочек, ситуация осложняется. Дети с СДВГ обычно неорганизованны, у них наблюдаются проблемы с краткосрочной памятью, так что не обязательно быть гением алгебры, чтобы понять, что эти факторы не являются хорошей почвой для взращивания способностей к счету.
Чтобы помочь ребенку развить навыки устного счета, вам не потребуется какое-либо особое оборудование. Когда вы едете на машине или в поезде, тренируйтесь считать вперед, начиная с заданного числа. Например, начните с 49 и считайте вперед двойками, затем тройками и так далее. Потренировавшись так несколько минут, перейдите на счет назад, начиная с заданного числа. Например, начните с 73 и считайте назад единичками, затем двойками, пятерками, десятками и так далее.
Ребенок страдает от дискалькулии, если:
- Он не может определить, какое из двух предложенных чисел больше.
- У него часто возникают проблемы со счетом, он путает знаки +, -, х, ч-.
- Он полагается на физические стратегии: считает на пальцах, а не использует более эффективные приемы устного счета.
- У него возникают сложности с таблицей умножения.
- У него возникают сложности с устным счетом.
- У него возникают сложности с мысленной оценкой параметров предмета или расстояния.
- У него возникают сложности с ежедневными операциями с деньгами, например с подсчетом сдачи в магазине.
- Он не может схватывать или запоминать математические концепции, правила, формулы и последовательности.
Если вы подозреваете, что ребенок страдает от дискалькулии, поговорите с учителем и постарайтесь условиться о дополнительном времени для выполнения заданий по математике, а также о том, чтобы ребенок мог по возможности пользоваться калькулятором и обращаться за помощью к одноклассникам или учителям.
Существуют свидетельства, что ребенок лучше усваивает информацию, связанную с числами, если он при обучении использует более одного чувства восприятия. Таким образом, вместо того, чтобы заставлять ребенка просто читать таблицу умножения, попросите читать ее вслух и при этом пальцем чертить цифры в воздухе, а еще лучше — на песке в песочнице или на пляже. Таким же образом можно запоминать необходимые даты.
Для большинства детей достаточно четырех повторений вслух и одновременных рисований. В большинстве классов нет пляжей или хотя бы песочницы, поэтому вы можете попросить ребенка рисовать пальчиками числа на столе или парте во время занятий математикой. Если ребенок выучил таблицу умножения, рисуя цифры пальцем на парте, это поможет ему вспомнить ее во время контрольной работы.